Десять лет спустя

Десять лет спустя

«Олдбой». Драма. США, 2013. Режиссер Спайк Ли. В ролях: Джош Бролин, Элизабет Олсен, Шарлто Копли, Сэмюэл Л. Джексон, Ханна Саймон.

Благословение с предупреждением

Очень короткая предыстория: в 2003 году корейский режиссер Пак Чхан Ук снял по японскому комиксу фильм «Олдбой» (на русский переводится примерно как «Старина», «Старый кореш»). Кино вышло классное, жесткое и непредсказуемое. Председатель жюри Каннского кинофестиваля Квентин Тарантино, вообще питающий слабость к лентам на основе комиксов, разрыдался на просмотре, назвал фильм «абсолютным шедевром» и голосовал за его награждение Золотой пальмовой ветвью.

Прошло десять лет — и по тому же комиксу вышла продукция от Dreamworks. Предварительно актер Джош Бролин, назначенный на главную роль, решил узнать мнение режиссера Пака Чхан Ука. Тот написал ему буквально следующее: «Вы получаете мое благословение. Но не пытайтесь повторить то, что сделали мы. Снимите свой фильм».

Сняли. Вроде не повторились. Выпустили в прокат. Строгие критики портала Rotten Tomatoes определили рейтинг премьеры в 43 процента: помидорками еще не закидали, но снаряды уже наготове.

Осьминог остался жив

Получилось, в общем, неплохо, но первая, корейская, версия более изысканна, в ней больше извращенности, больше трагедии. Впрочем, разница между двумя олдбоями лишь демонстрирует разницу культур. В новой ленте есть отсылки к фильму-предшественнику, вполне опознаваемые, вроде рассматривания плавающего в аквариуме осьминога. Неофиты не в курсе, что стряслось с осьминогом десять лет назад, но, с другой стороны, те, кто впервые знакомится с перипетиями драмы, не знают, что скрывается за очередным резким поворотом сюжета. И, следовательно, получают удовольствие впервые.

Детектив, завязка которого напоминает «Графа Монте-Кристо», а развязка — дзенский урок, выстроен сильно и непредсказуемо. Герой, вооруженный столярным молотком, прорубает путь к истине с эффектной непринужденностью. Но, как ни удивительно, за чередой кровавых сцен, за изо всех щелей лезущим примитивом комикса находится вполне внятная пища для ума. Помогает ли месть обрести покой? Нужно ли уметь прощать? Как соотносятся преступление и наказание и неужели за все-все в этой жизни приходится платить? Истина оказывается столь ослепительной, что катарсис переживают все, в том числе зрители американской версии фильма.

Следите за нашими новостями в удобном формате