Во время ответственных соревнований ведущие спортсмены обычно с головой уходят в подготовку и старты. Даже став победителями, они не всегда находят время для представителей средств массовой информации. 25-летний биатлонист Николай КРУГЛОВ в этом плане не просто исключение, а настоящий клад для журналистов. Лишнее тому подтверждение - совместный проект агентства спортивной информации "Весь спорт", авиакомпании UTair и серебряного призера Олимпиады. В ходе чемпионата мира по биатлону, проходившего в итальянской Антерсельве, один из лидеров сборной России не только выходил на дистанцию, но и вел дневник, на интернетовском сайте рассказывая любителям спорта о своих впечатлениях, как говорится, по горячим следам. Страницы этого дневника мы предлагаем вашему вниманию.
День первый, 3 февраля (мужчины бежали спринт, 10 км) - Только что пришел со стадиона, где всей командой болели за наших девушек. До сих пор эмоции бьют через край. "Бронза" Наташи Гусевой - главное впечатление дня. Оно заслонило даже собственное выступление. Настроение? Нормальное настроение, даже, я бы сказал, хорошее. А почему оно должно быть другим? Усталость, правда, есть, но это естественно после такого дня.
Нет, конечно, сегодня хотелось большего. И трудно сказать, почему не получилось. Возможно, перетренировались. Не хватило, наверное, отдыха.
Да и ветер был страшный. У многих биатлонистов гонка не заладилась.
Мы сделали все, что в наших силах, в этом я уверен.
Если говорить о каком-то анализе, то по одной гонке его трудно делать. Знаю только, что в команде нет какогото упаднического настроения. Все готовы к завтрашней борьбе. Этим вечером главное - хорошенько отдохнуть, полностью восстановиться.
Здесь, в горах, это сделать не так-то просто. На высоте восстановление проходит гораздо тяжелее, знаю по себе.
День второй, 4 февраля (гонка преследования на 12,5 км) - Конечно, я огорчен... Если оценивать совсем объективно, я просто не справился со стрельбой. Три промаха на первой "стойке": Уж больно я хотел выстрелить, попасть наверняка. Но, увы, на такой высоте, как в Антерсельве, подобное долгое прицеливание чревато. Проблемы с дыханием проявляются очень остро - и вот цена.
Если говорить о моем самочувствии, оно было ощутимо лучше вчерашнего. Это было видно по тому, как я прошел большую часть гонки. Функционально я готов стартовать, бороться и дальше. Хотя состав на индивидуальную гонку во вторник еще точно не определен. Думаю, или сегодня вечером, или завтра все станет ясно. Ваня Черезов и Дима Ярошенко тоже в хорошей форме, это очевидно. А Макс сегодня на трассе выглядел просто потрясающе. Будем ждать решения тренеров.
Вообще, чемпионат мира для сборной России пока складывается весьма удачно: два дня - две медали. В любом случае у нас праздник. Медаль Макса вечером непременно отметим чаем. Завтра немного отдохнем - и снова в бой.
День третий, 6 февраля (индивидуальная гонка на 20 км) - Двоякие ощущения после сегодняшнего выступления. И это не дает успокоиться. С одной стороны, молодец, отстрелял чисто. Это мой первый "ноль" в сезоне - ну, имеется в виду в гонках с четырьмя рубежами.
Тут еще что хорошо? После преследования, где ни с того ни с сего намазал, я серьезно напрягся. Потому что - с чего бы? Никаких видимых причин не было. Подошел на нормальном пульсе, ветра особого нет, встал, изготовился и: три подряд в никуда. Перед гонкой это стало для меня серьезным психологическим прессом. Всякие неприятные мысли лезли в голову.
При этом бег сегодня не получился, тут даже спорить нечего. Это из-за лыж, они совершенно не катили. Видимо, наши сервисмены где-то не угадали. Самочувствие было нормальным, рабочим, готов был вкалывать по полной. То есть не в моем состоянии дело, уверен. Когда я понял, что с лыжами проблема, пришлось заново выстраивать стратегию гонки. Подстраиваться. Это довольно тяжело. Подходя к каждому рубежу, знал, что права на ошибку у меня нет. Один промах - и, скорее всего, меня даже в десятке не будет. Всю гонку приходилось быть в напряжении, что не очень-то приятно.
Собственно, поэтому я так тормозил на каждом огневом рубеже. Перестраховывался, лишний раз выцеливал.
Это где-то секунд 40 отняло по сравнению с моим обычным ритмом. Но такая тактика себя оправдала. По сути, удалось выжать максимум из сложившихся обстоятельств.
Ну вот, вроде бы сам себя успокоил. Сейчас пойду на массаж, потом - восстановительные процедуры. Настолько устаешь после всего, что, кроме как полежать, делать ничего не хочется. Тем более сегодня. Из-за позднего начала гонки на все про все осталось где-то часа два. Дни четвертый и пятый, 9 и 10 февраля (смешанная эстафета, в которой Круглов не выступал; мужская эстафета 4 х 7,5 км) - Спортсмены не любят выделять свои победы. Часто говорят: все важны, все запоминаются. Но сегодняшняя наша победа в эстафете лично для меня - самая важная. Ее я не променяю ни на какую другую. Даже на золотую медаль в личной гонке. На этом чемпионате мира нам важно было доказать, что мы сильны именно командой. В том числе и в свете взаимоотношений с нашими руководителями.
Сегодня мы доказали многое и многим. Что наши тренеры выбрали правильную стратегию подготовки к чемпионату мира. Что мы, спортсмены, находимся в хорошей форме и способны побеждать. Что все вместе - спортсмены, тренеры, врач, массажист и сервисмены - являемся единомышленниками. Накануне эстафеты мне пришлось поволноваться. В день смешанной эстафеты вдруг почувствовал себя плохо. Весь день пролежал в кровати. Что это были за проблемы, так и не понял. Как быстро начались - так быстро и прошли. Спасибо доктору, уже вчера я был в полном порядке.
Может быть, это покажется странным, но мы, прекрасно осознавая всю важность момента, друг с другом об эстафете почти не вспоминали. У нас не было даже собрания! Мы с Ваней Черезовым и Максом Чудовым живем отдельно от всей остальной команды. Но даже когда вчера все встретились на ужине, об эстафете не говорили ни между собой, ни с тренерами. Каждый и так знал, что и как ему делать. Понимали, что предстоит сложная гонка, очень жесткая работа - и эмоции не разбазаривали.
Меня, как обычно, поставили финишировать. Первый этап я смотрел по телевизору. Ваня, конечно, здорово прошел! Как выступил Макс, я уже не застал - ушел на разминку. В стартовом городке, где передавали эстафету, появился, когда Дима Ярошенко заканчивал вторую стрельбу. Увидел: лидируем. Подумал: отрыв достаточный, можно работать, главное - совладать с самим собой. Конечно, я волновался.
А кто бы на моем месте не заволновался, зная, что сзади бегут такие монстры, как Бьорндален и Грайс - восемь золотых олимпийских медалей на двоих! Главным было - не изобретать ничего, спокойно сделать, что умею. Потом уже прикинул: в принципе даже если бы "забежал" на два круга, ушел бы на последнюю петлю примерно в одно время с норвежцем и немцем, поборолся бы. Но, к счастью, все прошло без экстрима. Отстрелял быстро и точно, прошел тоже нормально - и мы в шоколаде! Все ребята справились хорошо. Да что там - просто отлично. Все - красавчики! Финишировать с флагом России - это счастье! На пресс-конференции после гонки нам объявили: всего лишь один дополнительный патрон на четыре этапа, восемь огневых рубежей и 40 мишеней в эстафете - это новый мировой рекорд. Не знаю, насколько это действительно так, но точно - где-то близко. Наша победа вообще оказалась исторической. "Золото" в эстафете мы выиграли впервые за семь лет. А в зачете эстафетного Кубка мира не побеждали еще дольше, я даже не знаю, сколько именно. Мы с ребятами надеемся, таких больших перерывов больше не будет.
Сегодня это все. Пора собираться на церемонию награждения...
День шестой, 11 февраля (масс-старт на 15 км) - Со стадиона я вернулся в гостиницу много часов назад, но за это время не успел ни поужинать, ни с родителями пообщаться. Раздал несколько интервью, ответил на десятки звонков - как с поздравлениями еще по поводу вчерашней эстафеты, так и с вопросами о сегодняшнем масс-старте. Показательно, кстати, что с победой в эстафете нас не поздравили ни президент Союза биатлонистов России, находящийся в Москве, ни два вице-президента, присутствующие в Антерсельве. Впрочем, я не об этом. Вещи уже почти собрал - выезжаем завтра утром. Теперь бы еще покушать: Но сначала - о последней гонке.
На масс-старт все были настроены решительно. Уже после гонки меня спрашивали: похоже, эмоционально после такой победы в эстафете были выхолощены? Да нет, наоборот - все были просто на фантастическом кураже. И чисто физически чувствовали себя прилично. Лично я склонен думать, что нас подвели лыжи. Не удалось подобрать оптимальный вариант на такую погоду. А при той фантастической конкуренции, которая существует сейчас в мировом биатлоне, действует правило: если уступаешь в чем-то одном, для победы в другом должен быть на голову выше. Так, как вчера, сегодня мы в стрельбе не были на голову выше всех.
Конечно, немного обидно. Не удалось поставить восклицательный знак на этом чемпионате мира.
Да и вообще в Антерсельве не удалось полностью реализовать весь тот реальный потенциал, который мы наработали в этом сезоне. Почему? В основном, думаю, это объективные факторы, которые от нас не очень-то и зависели. За всех отвечать не могу, напишу только о себе. В индивидуальной гонке, как и в масс-старте, не получилось правильно определиться с лыжами. В пасьюте, наоборот, лыжи катили идеально - просто летели, но я не справился со стрельбой.
Наверное, у каждого найдутся свои какие-то причины, оправдания.
Но я считаю, что все свои улыбки на этом чемпионате мира фортуна подарила нам в эстафете. Если бы вчера утром мне кто-нибудь сказал, что мы так уверенно, с такими показателями в стрельбе, с таким итоговым преимуществом выиграем "золото", - я бы его посчитал сумасшедшим. Тем не менее это случилось. После эстафетного "серебра" на Олимпиаде в Турине я признался: любая личная медаль для меня была бы важнее. Сейчас, ничуть не лукавя, признаюсь: наша вчерашняя победа для меня - самая важная, самая главная, самая яркая. Кажется, об этом я уже писал. Чемпионат мира закончился. Впереди 10 дней отдыха. Точнее - самоподготовки по конспектам Владимира Александровича Аликина.
Потом - этапы Кубка мира, финал в Ханты-Мансийске. Новые цели, задачи: Но сейчас - на ужин!