Самое сложное для детей-сирот, выходцев из коррекционного интерната, найти для себя подходящую профессию. Покидая свои учреждения, вырастая, воспитанники чаще всего пополняют взрослые дома призрения. Дома престарелых полны молодыми инвалидами. Возможно ли перехитрить злую судьбу?
Опыт Жинько
Всего три учебных заведения области — в Решетихе, Рекшино и Нижнем — готовят рабочих из отстающих в развитии ребят. Но туда еще не каждый попадет: учащийся должен уметь обслуживать себя и жить самостоятельно среди людей. Детей таких все больше, а ПТУ для них не развиваются.
Переосмыслить картину, найти выход из тупика для людей с ментальными отклонениями и пополнить армию рабочих простых профессий квалифицированными кадрами вместо образования взялась соцзащита. Начали с тех, кто уже преуспел. В Автозаводском доме-интернате для умственно-отсталых детей, которым руководит Михаил Жинько, думают о судьбе воспитанников с первого знакомства. Если в ПТУ обычный ребенок выучивается профессии за два-три года, то тут приходится заниматься социализацией и профессиональными навыками с детского возраста, с 12 — 13 лет, а то и с десяти, индивидуально. Девочки приучаются к шитью, огородничеству, мальчики мастерят поделки из дерева, и потом, годам к 18, из них вырастают хорошие и даже аттестованные швеи, столяры, овощеводы. Для старших работает швейный цех, столярная мастерская, учебно-опытный участок, теплицы, медиа-класс компьютерной грамотности.
Команда «продвинутых»
А недавно здесь открылось лицензированное в образовательной системе отделение коррекционной и профессиональной подготовки на 26 воспитанников. Две задачи стоят перед педагогическим персоналом отделения. Первая из них — обучение по специальным программам и методикам, для того чтобы будущие рабочие смогли освоиться в коллективах, в социуме. С детьми плотно работают социологи, психологи, логопеды. Вторая — профессиональная подготовка по специальностям столяр, плотник, маляр, штукатур, овощевод.
— В доме-интернате проходят социальную реабилитацию 160 детей, — рассказывает директор Михаил Жинько. — Но далеко не все смогут выдерживать нагрузки, чтобы получить профессию. Для тех, кто захочет и сможет работать, должны быть открыты все возможности. Только так ребята смогут войти во взрослую жизнь и не затеряться в различных домах милосердия до старости. Интернат планирует на базе отделения открыть полноценное профессиональное училище для подготовки кадров рабочих профессий. Для этого уже строится двухэтажный кирпичный корпус. На стройке, как и на многих других работах, уже показывают класс выпускники дома-интерната — штукатуры и маляры, над ними ведется патронат, наставничество, и в дальнейшем они смогут трудиться в любых бригадах.
Дать работу выпускникам здесь же, в соцзащите, еще одна задача, которую ставит перед собой директор Жинько. Обнимая своего Михалваныча, мальчишки уже сейчас не устают говорить, кем хотят стать. Врачом, милиционером… Может быть, замахнувшись на большое, здесь они сумеют добраться до малого.
Вера ЧЕБОТАРЕВА.
Следите за нашими новостями в удобном формате