Снова введут мыслетворение

Пройдя через пятилетний опыт ЕГЭ с его тестово-лаконичной системой опроса, школьные учителя и преподаватели вузов сделали свои выводы. С изменением формы экзамена по русскому языку и литературе изменился и ученик, выпускник школы, абитуриент вуза. И не всегда в лучшую сторону.
    Базаров из Интернета
Это отметил в своем послании и президент. Он констатировал, что результаты выпускных школьных сочинений должны учитываться при поступлении в вузы наряду с ЕГЭ. Он сообщил, что уже дано поручение, начиная со следующего учебного года предусмотреть итоговое сочинение в выпускном классе. И главный аргумент президента в пользу сочинения был: «Нам нужны школы, которые воспитывают личность».
Однако выясняется, что разрушить и отменить можно в один момент, а вернуть, да еще в каком-то новом качестве, гораздо труднее. Вплоть до того, что для возвращения сочинения потребуется изменение нормативно-правовой базы, как утверждают в Минобразования страны.
Вспоминая прежние шестичасовые писания сочинений на выпускных экзаменах, некоторые родители против возврата. Пока дочь или сын крутили в голове Базарова, Онегина или Маяковского и вспоминали школьную программу начиная с пятого класса, мамы в поту охотились за готовыми текстами и передавали шпаргалки в классы. Сочинения стали открыто издаваться целыми сборниками, их скупали те же «добрые» родители. Теперь взять сочинение в Интернете и того проще. Родители сами уже понимают тщетность такой учебы. А школа относится по-разному.
 Те сочинения, что писались в период до введения ЕГЭ, вряд ли нужны,- говорит директор гимназии  25 им. А. С. Пушкина Татьяна Калмыкова.  Дети списывали, все это видели. Конечно, теперь нужны новые формы. Скажем, давать ребенку текст, который он будет анализировать в виде сочинения. Сочинение нужно научить писать, чтобы человек мог включать свою логику, мышление, показывать грамотность.
    Быстро не получится?
Так думают гуманитарии. А вот Марина Тягунова, директор лицея  180 с техническим и естественно-научным профилем несколько другого мнения:
 Считаю, что того, что пишут дети в разрезе ЕГЭ, достаточно,  полагает она.  Учителя и дети уже ориентированы на другую форму экзамена, и это быстро не изменишь. Придется их по-другому вести с 5-го класса, научить писать развернутые, большие работы. В нашей школе дети стопроцентно поступают в вузы, и им не мешает сочинение в форме эссе.
Почетный гражданин Нижегородской области педагог Надежда Белик уверена, что те сочинения, которые, безусловно, надо научить писать детей, должны еще быть защищены как некие проекты.
 Мыслетворение  вещь очень полезная и очень индивидуальная, нельзя ограничивать детей одним коротким эссе, надо научить обдумывать прочитанное, делать выводы, тогда предмет «литература» будет действительно инструментом воспитания, обучения детей хорошему русскому языку. Они должны уметь защитить свои идеи, а не пересказывать прописные истины,  говорит Надежда Николаевна.
Пока никаких указаний «свыше» еще не дано, но лучшие литераторы школы продолжают учить ребят анализировать, говорить и писать грамотно и вдумчиво. Многие из них все эти годы и не переставали учить детей выражать мысли как по поводу литературных произведений, так и на «свободную» тему.
Вера ЧЕБОТАРЕВА.

Комментарий специалиста
Елена МАРИНОВА, профессор кафедры современного русского языка и общего языкознания филологического факультета ННГУ им. Лобачевского:
 Очень важно научить детей писать сочинения. Та форма, которая дается сейчас выпускникам в виде теста, отучает их грамотно строить свою речь. Дети за несколько лет разучились не только писать, но и говорить, они стали безъязыкими. Если раньше мы выписывали их «перлы» на экзаменах в отдельные тетради, то теперь никаких тетрадей не хватит, и очень печально смотреть на работы абитуриентов и слушать их «мычание» в устном общении. И такими их сделали ЕГЭ и Интернет. Об этом говорим не только мы, филологи. Замечают убогость речи абитуриентов преподаватели мехмата, химического факультета, биофака и других. Устная речь воспитанного, культурного человека в книжных стилях невозможна без навыка письменной речи. ЕГЭ превратил занятия языком и литературой в стандарт, в овладение формулами, и это разрушает индивидуальность ребенка. Я  за сочинение.