На полке у
Историческая неразбериха
В итоге «историй» много, а на деле эта важнейшая область знаний изучается по верхам, галопом по Европам. Дети не успевают запомнить и осмыслить основные факты и события.
Заведующий кафедрой истории России и вспомогательных исторических дисциплин НГПУ кандидат исторических наук, профессор Радислав Кауркин не один год возглавляет предметную комиссию, которая проверяет творческую часть ЕГЭ. В работах встречаются настоящие перлы. Например, такое: «Багратион дошел до Берлина в 1945 году».
Сокращаются часы на преподавание истории и в высших учебных заведениях, что также не способствует воспитанию граждан, хорошо знающих прошлое своей страны. В то же время во многих вузах идет сокращение, объединение исторических кафедр и факультетов. Как писали «НН», кафедра истории была ликвидирована в техническом университете имени
Вернуть «линейку»
Проблем в преподавании истории в школе
— Фактически, по сравнению с советскими временами, школьники начиная с шестого класса в год проходят по два учебника, именно проходят, а не изучают, — говорит учитель истории Надежда Фролова.
Причин, почему концентрический подход не оправдал себя, несколько. До
В
Нижегородские учителя истории давно уже говорят, что нужно вернуться к «линейному» изучению материала. О необходимости такого перехода говорил и директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян на октябрьском всероссийском совещании учителей истории и обществознания. По словам академика, это сложный и небыстрый процесс. Нужны новые учебники, а их написание и апробация займет время.
А было ли иго?
Как и в любой науке, в истории множество концепций и подходов. Например, есть мнение, что никакого
В апреле нынешнего года президент Путин поручил Министерству образования и науки совместно с Российской академией наук внести предложения по созданию единых учебников истории.
В назначенный срок 1 ноября совет Российского исторического общества окончательно одобрил концепцию единого учебника отечественной истории и направил ее президенту.
За четыре месяца бурных дискуссий с привлечением
В частности, нижегородские педагоги поставили под сомнение необходимость рассматривать большинство событий прошлого с позиций православия. Кроме того, на взгляд наших историков, в новом учебнике недостаточно представлена тема героизма, проявленного в Первую и Вторую мировую войну.
Переписали на свой лад
Концепция нового
В новый
Единый учебник по истории будет охватывать период с расселения славян по
В рамках изучения новейшей истории ученикам предстоит выучить такие понятия, как «шоковая терапия», «ваучер», «семибанкирщина», «челночная торговля», «исламский радикализм» и так далее.
В числе персоналий, которых составители концепции видят на страницах будущего учебника, есть не только политики и военные, но и деятели культуры и науки. В этот список вошли, например, писатели Борис Акунин и Виктор Пелевин, скульптор Зураб Церетели, лидер группы «ДДТ» Юрий Шевчук, актриса Чулпан Хаматова, нобелевские лауреаты Жорес Алферов, Виталий Гинзбург, Алексей Абрикосов и другие.
К трудным вопросам российской истории были отнесены, например, образование древнерусского государства и роль варягов в этом процессе, присоединение Украины к России, преобразования Петра I, отмена крепостного права, падение монархии и приход к власти большевиков, правление Сталина и причины репрессий и др. Последним трудным вопросом авторы концепции считают «причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в
Как будет выглядеть окончательная версия нового учебника по истории, пока сказать сложно. Он должен содержать основное ядро, ту часть истории, которая непосредственно должна преподаваться и не подлежать обсуждению, — говорит профессор Радислав Вячеславович.
Александра МАХЛИНА.
Компетентно
Ректор Мининского университета (НГПУ) Александр ФЕДОРОВ:
— Надо понимать, что никто ничего против гуманитарного, а тем более исторического образования не имеет. Но перед страной сегодня стоят две принципиальные задачи: первая — обеспечить кадрами оборонные предприятия, вторая — возродить популярность инженерных профессий. При этом никто не отрицает важность исторического образования, без которого не может быть будущего. Увеличение нагрузки на преподавателей, сокращение числа исторических факультетов нельзя воспринимать как враждебные действия по отношению к исторической и гуманитарной наукам вообще, это связано с финансовой необходимостью. Девяносто процентов вузов, в которых это происходит, предпринимают очень большие усилия, чтобы сохранить лучшие кадры и образовательные программы.
Цифры
В 2012 году в России для учеников
10-х классов был рекомендован 41 вариант учебных пособий по истории, в 2013 году — 65. Всего же в школах используются 238 учебников истории.
Между тем
Участники I съезда историков, учителей и преподавателей истории Нижегородской области приняли решение о необходимости создания единого учебника по истории Нижегородского края. Как отметил председатель Совета ректоров вузов Нижегородской области Роман Стронгин, в этом пособии необходим региональный компонент (история города, деревни, села, в котором непосредственно живут ученики). Надо понимать, что отдельной истории Нижегородского края быть не может, потому что на его территории всегда решались задачи всего государства. Рассказ о нашем регионе должен быть связан с вкладом нижегородцев в российскую историю. В ближайшее время будет создана рабочая группа, которая займется разработкой материалов для единого учебника по истории нашего края.