Кто наших чад выводит в вузы?

Великолепный математик с большим стажем работы, классный руководитель профильного класса в одной из школ в нижегородском заречье Александра Борисовна после работы спешит в исторический центр города, где занимается с ребятами из престижных лицеев. Ежемесячный заработок от частных уроков, как правило, втрое — вчетверо превышает ее официальный, более чем скромный полутораставочный оклад в школе. Эта «скромность» и заставляет учителей искать дополнительный доход по специальности.

Все кому не лень

И не только учителей. С незапамятных времен и по сей день как минимум каждый второй студент также подрабатывает репетиторством, обеспечивая тем самым небольшой приварок к своему мизерному бюджету: даже «отличная» стипендия в нижегородских вузах колеблется в пределах от двух до двух с половиной тысяч рублей. За вычетом платы за общежитие и за проезд на руках у студента остается сорок — пятьдесят рублей в день, и далеко не всем иногородним «мученикам науки» родители помогают материально. Вот и приходится тем, кто не заработал себе персональную стипендию за особо выдающиеся успехи, подрабатывать по возможности.

— Английский, математика и физика — так выглядит топ самых востребованных предметов, в последнем году в безусловные лидеры вышел также русский язык, — рассказала «НН» Мария Глазкова, руководитель пресс-службы всероссийского сообщества «Ваш репетитор».

По ее словам, основную массу жаждущих дополнительных знаний составляют старшеклассники при подготовке к ЕГЭ. У них пик спроса приходится на начало сентября, и занимаются они целый учебный год, вплоть до экзаменов. Вторая по численности, также достаточно большая группа страждущих — школьники, которых необходимо подтянуть по тем или иным предметам в рамках основной программы. Эти, как правило, занимаются летом. Популярны так называемые кейсы для школьного обучения на дому, направленные не на получение готового знания, а на его творческий поиск. Достаточно востребованы и интенсивные языковые курсы для выезжающих за рубеж.

— Что до законности репетиторского статуса, проверка оного не входит в зону ответственности сообщества. Мы лишь площадка, на которой встречаются учитель и ученик. Конечно же, мы рекомендуем нашим репетиторам полностью соответствовать букве закона, но заставить не вправе, — признала Мария Глазкова.

Впрочем, порой создается ощущение, что дают частные уроки все кому не лень. Тем паче что, согласно нашему законодательству, репетиторские услуги не считаются образовательными и потому не требуют лицензирования. И тем не менее таковые находятся в совершено определенном юридическом пространстве.

Ведь, так или иначе, репетиторство направлено на систематическое получение прибыли, в чем абсолютно совпадает с бизнесом. Значит, тот, кто получает прибыль от этого рода деятельности, обязан платить налог, чтобы работать легально. И вариантов легализации несколько. Налоговики обычно рекомендуют зарегистрировать ИП и отчитываться по итогам календарного года в этом статусе по соответствующей системе налогообложения либо учитывать доходы от репетиторства как дополнительные при самостоятельной подаче декларации формы 3-НДФЛ в качестве физического лица. В случае оказания разовых репетиторских услуг — например, пара занятий раз в год — возможен заявительный принцип. Но платить налоги надо и с гонорара за эти занятия.

Но едва ли подобные финансовые тонкости заказчикам образовательных услуг столь интересны…

Результат важнее

— Мы долго искали подходящего педагога по физике, — рассказывает Антонина Грошева, мама девятиклассника Сережи. — В этом году нам предстоит сдача ГИА, и к «обязательным» русскому с математикой Сережка выбрал, кроме обществознания, физику. Она ему нравится, на уроках вроде успевает, а пробный тест сделал плохо. В семье у нас физиков нет, а экзамены все ближе. Мы схватились за голову и начали искать, кто бы помог. Сменили двух репетиторов — студентов университета. Хоть и отличники, они ничего не могли толком объяснить: видимо, педагогический дар дан не всем. Сейчас вроде попался компетентный учитель. Берет, правда, дороговато, да и задает помногу, так что ребенок день напролет сидит за учебником, зато результат налицо: пятерок в дневнике все больше. А платит он налог или нет, мы не интересовались. Нам важен результат.

С каждым годом задания все сложнее, а времени на их решение отводится все меньше, жалуются не только родители, но и учителя. Так что увеличивается психологическая нагрузка, и, чтобы выглядеть на экзамене достойно, ребенок должен знать предмет на пять с плюсом. То есть опять же возникает вопрос добавочных занятий.

— Если раньше репетиторы натаскивали старшеклассников к поступлению в вуз, сейчас, в связи с введением ЕГЭ, появилась новая цель — сдать школьные экзамены на максимально высокий балл, — размышляет Альбина Семеновна, преподаватель истории в одной из нижегородских школ. — Я бы отметила определенное рассогласование программ и экзаменационных требований: по сути, мало знать предмет, для того чтобы успешно сдавать ГИА и ЕГЭ, и ввиду таких «ножниц» дети вынуждены брать дополнительные, платные уроки по натаскиванию на специфические формы тестирования. Родители моих учеников, бывало, обращались с просьбой об индивидуальных занятиях. У меня такой возможности нет. И потом, считается, что со «своими» заниматься некорректно: якобы педагог на уроке недодает, а за дополнительную плату объясняет «по-хорошему». Конечно же, это не так, учитель и в классе выкладывается по полной. Просто работать с одним учеником гораздо эффективнее, чем с тридцатью сразу.

Учите, но платите

Есть еще один аспект «параллельной» образовательной деятельности — улаживание финансовых отношений с государством. О необходимости регистрировать репетиторскую деятельность согласно законодательству говорит советник государственной гражданской службы Российской Федерации II класса Светлана Исхакова:

— Пункт 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Вместе с тем ст. 48 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266–1 «Об образовании» устанавливает, что индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 48 Закона № 3266–1).

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.

Таким образом, если физическое лицо занимается педагогической деятельностью вне образовательного учреждения (понятно, что речь идет именно о репетиторах), то такое физическое лицо должно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в порядке и в сроки, которые установлены Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Еще один юридический момент касается использования учебных пособий в процессе обучения, особенно актуальных для удаленных (через Интернет) занятий. Согласно Закону о защите авторских прав, даже приобретая печатную версию учебного пособия, его владелец не имеет права сканировать или копировать и распространять эти материалы, и потому преподаватели, с легким сердцем отправляющие ученику сканированные учебники, страницы задачников и аудиофайлы, поступают юридически некорректно. Необходимо рекомендовать ученику приобрести конкретные образовательные материалы.

Мария ФЕДОТОВА.

Мнения

Какие-такие налоги…

Мария Г., учительница русского языка в средней школе, 30 лет:

— Не раз было искушение забрать документы из школы и уйти продавцом в ближайший магазин. Два несомненных плюса — сто метров пешком до рабочего места и зарплата вдвое выше. Минус — нельзя предавать дело всей жизни. Выручают частные ученики. Налог? Вы что, смеетесь? Я не чувствую, что чем-то обязана государству!

Андрей Ф., инженер, частный педагог по физике и высшей математике, 29 лет:

— Ученики у меня то есть, то нет, чаще второе. Я сам их не ищу. Связываться с налоговой и сообщать о своих эпизодических приработках считаю пустой тратой времени.

Константин Д., частный педагог по математике, 27 лет:

— Я зарегистрировался как ИП. Деньги за занятия принимаю по квитанции. Плачу шесть процентов подоходного налога, раз в год отправляю отчет. Мне удобнее работать легально: поток учеников более чем стабильный.

Справка «НН»

Миллиарды мимо кассы

Согласно данным экспертов рынка репетиторских услуг, в 2012 году в денежном выражении оборот здесь составил 26,2 млрд руб., продемонстрировав рост по сравнению с предыдущим годом на 13,9%. При этом рынок характеризуется значительной непрозрачностью. Имеет место рост предложения со стороны неквалифицированных репетиторов, прежде всего по иностранным языкам.

Лишь восемь процентов потребителей репетиторских услуг довольны их качеством.

Репетиторством занимаются до 38% преподавательского состава высшей школы, 26% преподавателей техникумов и 32% учителей средних школ.

Если ученик посещает репетитора дважды в неделю и платит ему по 300 рублей за занятие, за год репетитор заработает 28 800 рублей и должен уплатить с них около четырех тысяч налога. При умножении этой суммы на предполагаемое количество репетиторов-«нелегалов» получится цифра с восемью нулями, которая ежегодно уходит мимо бюджета.

К слову

В учительстве одна лишь доблесть

В России репетиторство появилось, по-видимому, с приходом в страну грамоты, письменности. Среди литературных персонажей, занимавшихся репетиторством, — многочисленные наставники фонвизинского Митрофанушки. Тургеневский Базаров, скорее всего, давал частные уроки, чтобы оплачивать собственное обучение. Даже самый трагический персонаж русской литературы XIX века Родион Раскольников также занимался репетиторством. К подобным услугам прибегали во многих образованных интеллигентных семьях. Таким образом, репетиторство в России никогда не считали позором для учителя или ученика либо же барством со стороны обеспеченных родителей.

Что почем?

Часики за рублики

Дошкольникам

Логопед — от 400.

Школьникам

Подготовка к ГИА и ЕГЭ: физика — от 400, русский язык и литература, математика, английский — от 350.
Обществознание — от 250.
Игра на музыкальных инструментах — от 300.
Рисование — от 200.
Удаленные занятия (отправка заданий по электронной почте, урок по Skype) — от 300.

Здесь приведены минимальные по Нижнему Новгороду расценки за академический час индивидуальных занятий. Занятия с двумя учениками одновременно обойдутся каждому из обучающихся выгоднее на 100 — 150 руб. В случае двухчасового (де-факто полуторачасового) занятия выгода составит примерно 50 — 100 руб. в час. Выезд педагога на дом добавляет к стоимости урока как минимум сотню рублей.

А как у них?

Нет смысла занижать

— Если ты хочешь давать частные уроки, регистрироваться нигде не нужно, — рассказал корреспонденту «НН» историк Андрей Терский, экс-нижегородец, ныне проживающий в Вене. — Подавай объявление или любым другим способом распространяй информацию о своих услугах — и, пожалуйста, работай. Затем включаешь доходы в декларацию, и с тебя вычитают, сколько нужно. Количество учеников лучше не занижать, потому что австрийская налоговая работает очень четко: не дай бог, возникнут подозрения, такие проверки устроят, что мало не покажется. Между прочим, в Австрии, как и в России, наиболее остро востребованы репетиторы по английскому и математике.

— Эти предметы обязательно сдаются в средней школе, и без хорошего знания английского ученик может выйти из школы не с дипломом, а со справкой, — пояснил Андрей.

Что до стоимости занятий, нижний ценовой порог составляет 25 евро за час.

Следите за нашими новостями в удобном формате