За созданием единого школьного учебника истории учителя пристально следят по всей стране, в том числе и в нашем регионе. "Главной стержневой линией нового учебного пособия должна стать объективность, непредвзятость и любовь к Родине", - отметил президент Владимир Путин на встрече с разработчиками единого нового учебника.
Положенный заряд
- Общий заряд истории должен быть позитивным, школьники должны гордиться своей страной, - говорит заведующий кафедрой истории России и вспомогательных исторических дисциплин НГПУ кандидат исторических наук, профессор Радислав Кауркин.
"На создание единого учебника уйдет минимум полтора-два года, но в течение этого срока новая концепция уже будет применяться в школах", - пояснил министр образования и науки Дмитрий Ливанов.
По его словам, в нынешнем и следующем учебных годах будет организовано повышение квалификации для всех учителей истории по всей стране, в общей сложности за парты сядут более 60 тысяч педагогов. Планируется, что одновременно школы получат методические рекомендации по синхронизации преподавания всеобщей истории, литературы с преподаванием истории России.
- Такое одновременное погружение, безусловно, помогло бы углубить знания школьников. Был бы несомненный плюс, если бы изучение Отечественной войны 1812 года было сопряжено по времени с чтением романа Толстого "Война и мир", - говорит учитель литературы одной из нижегородских школ Ирина Кротова.
Была ли Русь такой уж Киевской?
По словам директора Института всеобщей истории РАН академика Александра Чубарьяна, руководившего рабочей группой по разработке единого учебника, трактовка некоторых периодов вызвала острую дискуссию. В их числе история Древней (Киевской) Руси, которую было необходимо согласовать с позицией украинских коллег, присоединение к России Средней Азии и Закавказья.
Очень трудно далось определение революции начала XX века, которую назвали Великой российской революцией, объединив под данным термином и февраль 1917 года, и октябрь 1917-го, и Гражданскую войну, как делается в большинстве стран. Раздумывали члены рабочей группы и над тем, на основе каких событий показывать умение русского, а позже советского народа преодолевать беды. Выбрали Великую смуту XVII века, наполеоновское нашествие 1812 года и Великую Отечественную войну.
Радиславу Кауркину особенно импонирует сдержанная позиция экспертов, участвующих в создании единого комплекса учебников. Дорогого стоит посыл президента Владимира Путина, что нужно избавиться от "идеологического мусора", стремление уйти от политизации. На детей нельзя обрушивать большое количество трактовок отдельных событий.
Между тем изложение материала в новом учебнике не будет односторонним. Предполагается, что в конце параграфа школьники смогут прочитать альтернативные трактовки самых спорных моментов нашей истории. Таких эксперты нашли больше 30, среди них, к примеру, и обе революции, и Великая Отечественная, и 90-е годы.
Спокойнее, только спокойнее
- Изложение истории должно быть спокойным и объективным. России же есть чем гордиться, но в истории нашей страны, так же как и в истории любого другого государства, есть негативные страницы.
В некоторых же учебниках истории, попадающих в школы, отдельные события трактуются так, что их нельзя расценить иначе как плевок в лицо, - достаточно резко заявил Владимир Путин.
По словам Радислава Кауркина, многое, о чем говорят разработчики нового учебника истории, нижегородские учителя уже применяют на своих уроках. К слову, о необходимости разработки единого учебника наши историки говорили еще в начале 2000-х годов, но на рубеже веков хватало других проблем.
Как уже ранее писали "НН", нижегородские педагоги внесли свою лепту в создание новой исторической концепции. В ее обсуждении приняли участие 550 учителей истории из 35 районов нашей области.
Александра МАХЛИНА.