На Новосормовском кладбище еще недавно можно было видеть согбенную старушку. Придет к могилке сына, поплачет и прощения у него вымаливает. Никогда прежде не удавалось Раисе Поликарповне достучаться до собственного отпрыска. Может быть, хоть после смерти он услышит ту, что дала ему жизнь, но ее же и отобрала…
Достало чадо…
В начале октября 2000 года в одну из ночей наперерез милицейской машине кинулась женщина в годах с криком:
- Вызовите скорую! Моему сыну нужна помощь!
На улице подмораживало, а женщина была в одном халате, в руках у нее окровавленный кухонный нож. Очевидно, в шоке забыла о нем.
- Я сына ножом ударила! Он кровью истекает!
Патрульные связались по рации с дежурным, чтобы тот срочно вызвал скорую. Сами же поехали на место происшествия.
Врачи прибыли без промедления, но помочь мужчине они уже не смогли. Лезвие ножа повредило не то вену, не то артерию. От обильного кровотечения пострадавший скончался на месте.
Мать, обезумев от свалившегося на нее горя, несколько раз пыталась выброситься с балкона. Не будь поблизости участкового, точно покончила бы с собой. Следственно-оперативная группа уже вскоре была в курсе причин случившейся трагедии. Соседи в один голос убеждали:
- Права Поликарповна. Достал ее сын-алкоголик. Каждый божий день измывался над матерью. Удивительно не то, что убила, а как у нее терпения хватило сносить все это. Достукался до того, что вещи из квартиры стал пропивать. А все вино! В кого только пошел Сергей? Отец его в жизни пальцем никого не тронул, мать - труженица: 62 года, а все работает. Пропил все - и жену, и детей. Супруга-то его - женщина терпеливая, но и та однажды отвела мужа к матери. Забирай, говорит, не исправится, пусть дорогу в наш дом забудет.
Другого мнения о погибшем его дружки-собутыльники.
- Мужик был что надо! - восклицает мрачный тип, но тут же уточняет: - Одно плохо - до вина жадный был, за стакан удавит. С матерью у него были вечные непонятки. Как-то зашел к ним, а она от сына шарахается. Боится, как бы Серега опять за молоток не взялся. Последнее это дело - мать свою обижать…
Еще одна характеристика от следователя прокуратуры Игоря Лодзинского, который вел это дело.
- Бывает такой тип людей - пуп земли, - рассуждает Игорь Эдуардович. - Все вокруг - мать, жена и дети - только и должны его ублажать да обхаживать. А сам с утра напорется, свалится в углу, проснется - подавай ему харчей послаще да на опохмелку денег. Не то весь дом на ноги подымет, ни перед чем не остановится. И мать ему не мать - ударить может, избить. Полностью деградировавшая личность...
Закон суров
Уцелевшие вещи Поликарповна как-то перенесла к соседке. Вечером является сын пьянее вина, закатывает скандал, что на опохмелку ему ничего из вещей не оставила. Час, другой, третий не угомонится. Схватил молоток, на мать замахивался. Насилу его вырвала, уложила спать. Молоток от греха подальше спрятала и нож - себе под подушку.
Ночью Сергей очнулся, принялся курить одну сигарету за другой. Того гляди, квартиру подожжет. Пришлось матери уговаривать пьяного сына ложиться спать. Сергей точно озверел, вскочил с лежанки и на мать с кулаками. Та отступала до своей комнаты, там выхватила из-под подушки нож, ну и ткнула скандалиста промеж ног. Кровь ручьем хлынула, даже врачам остановить ее не удалось. Получается, убила сына собственными руками!
- Я тогда понял, что, если женщину оставить наедине с собой, до утра точно не доживет - руки на себя наложит, - вспоминает старший следователь прокуратуры Сормовского района Игорь Лодзинский. - Поэтому решил закрыть ее в камере административно задержанных. Дежурной смене велел глаз с нее не спускать.
Утром велел старушку отпустить, обязав явкой в прокуратуру. Так до суда Раиса Поликарповна и ходила под подпиской о невыезде. Сына схоронила…
У погибшего и родственников, кроме матери, больше никого не было. Пришлось следователю Лодзинскому признавать в качестве потерпевшего бывшую супругу Сергея, хоть она фактически чужой человек для него. А та если с кем и общалась в последнее время, то со своей бывшей свекровью. Бывшему благоверному ни до нее, ни до детей дела не было.
Потом был судебный процесс в Сормовском районном суде - трудный для всех его участников. Раиса Поликарповна, заметно сдавшая за последний год, понуро сидела на скамье подсудимых, отгороженной клеткой. Из ее чистосердечных показаний следовало, что применять к ней надо статью, карающую за убийство.
Наверное, в этом главный минус существующего законодательства. Но другого нет, приходится подчиниться тому, что ныне действует в нашей стране. А попутно выуживать те мало-мальски положительные, смягчающие вину матери обстоятельства. Ведь все понимают: мать, доведенная до отчаяния, пошла на крайний шаг.
Опять же, желала ли мать убить своего сына? У нее и в мыслях такого не было. Вон в каком шоковом состоянии Раиса Поликарповна выбежала из дома за скорой?
Суд приложил немало усилий, прежде чем смог вынести свое решение по более мягкой статье, карающей за убийство в состоянии аффекта. Раиса Поликарповна получила срок с отсрочкой исполнения приговора, то есть по сути осталась на свободе.
Жить и далее в квартире, где все ей напоминало о Сергее, она не смогла - уехала к родственникам на Украину.
Константин ШИШАРИН.
(Автор благодарит за помощь в подготовке материала старшего помощника прокурора Сормовского района Нижнего Новгорода Ольгу Гагарину.)
Кстати
К сожалению, то, что когда-то всеми нами воспринималось как из ряда выходящий случай, в настоящее время происходит все чаще. К сыновьям - конченым алкоголикам сегодня присоединились дети и внуки-наркоманы, которые порой доводят родителей до смертного греха…
Очередная трагедия произошла в Нижнем Новгороде уже в этом году. В ночь на 9 января в квартире дома по улице Мельникова на Автозаводе после ссоры бабушка забила насмерть спящего 26-летнего внука гантелей и молотком. На первом же допросе подозреваемая сообщила, что мотивом произошедшего послужило поведение самого погибшего, который длительное время употреблял наркотические средства, нигде не работал, постоянно избивал ее и свою мать, требуя с них денег.
А до этого случая подобная трагедия произошла в селе Новоликеево Кстовского района 5 ноября 2010 года. Уставшая от постоянных унижений бабушка в ходе очередной ссоры надела на шею 32-летнего внука-наркомана ошейник для выгула собак и затянула его. Мужчина скончался от удушения.