Вандалы

Вандалы

Даже мудрый Даль не мог придумать вандализму более точного названия, чем "поступок грубый, противный просвещению". Взойдя из тьмы веков, это слово вновь возвратилось в наш лексикон. И сегодня в судах обвинители, мучительно подбирая определение подобного рода преступлениям, в бессилии разводят руками: вандализм! С недавних пор в Уголовном кодексе Российской Федерации, принятом в 1996 году, даже специальная статья появилась, 241-я, которая так и называется - "Вандализм", то есть "осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах". В старом УК все это квалифицировалось юристами как хулиганство.
...От автобусной остановки до кладбища было рукой подать -
метров триста, не больше. Еще столько от кладбищенских ворот до могилы жены. Но Григорию Ивановичу каждый раз казалось, что за этот недолгий путь он успевает вспомнить чуть ли не всю их совместную с Мариной жизнь. Тридцать лет пролетели как один день. А потом потянулось одиночество. И вроде утихла с годами острая боль, и жизнь, вроде, берет свое, но, приходя теперь к своей Марине в гости, здесь, на кладбище, Григорий Иванович разговаривал с ней, как с живой:
- Олежка-то наш с девушкой дружит. Катей зовут. Я видел их в парке на днях...
Когда Марины Алексеевны не стало, их старший внук, помнится, в первый класс пошел. А теперь Олежка в университете учится, скоро переводчиком будет...
Пробираясь по тропинке между оград, Григорий Иванович привычно разглядывал таблички на памятниках. И все ниже склонял седую голову. Не от старости горбился, нет, - от почтения к усопшим, светлая им память... А вот и знакомая оградка. Григорий Иванович остановился, выпрямился и...
- О, Господи! - Только прошептал он. Будто земля покачнулась,
поплыла из-под ног. Тюльпаны выпали из рук и рассыпались на
молодой траве. Беспомощно облокотившись на кованую ограду, еще
накануне Пасхи заботливо выкрашенную сыном в золотистый цвет,
пожилой мужчина пытался осознать увиденное. Мраморный памятник навзничь лежал на земле с отбитым краем. Стекло, заслонявшее фотографию жены от снегов и дожей, было разбито вдребезги, а на разбитой надгробной плите вперемешку с глиняными осколками и каменьями земли валялись вырванные с корнями растоптанные бегонии. Их он высадил в горшочки на прошлой неделе.
- Что они с тобой сделали, варвары?! - кладбищенскую тишину внезапно взрезал истошный женский крик. Неподалеку, над такой же разоренной могилой, билась в истерике молодая женщина. А чуть впереди крестилась старушка, одетая в черное. Увидев Григория Ивановича, запричитала:
- Сколько лет скамеечка стояла, никому не мешала. А теперь и присесть некуда будет, помянуть...
Начиналось все с малого - брошенный на тротуаре окурок, разбитая лампочка в подъезде... Лет десять назад, помню, прочитала ценник в витрине хозяйственного магазина: "Лампочка антивандальная". И только вид самой лампочки, обрамленной в металлическую решетку, помогал понять покупателям смысл этого слова. Работникам ЖЭКов смысл его был понятен еще раньше. Так появились антивандальные кнопки в лифтах - металлические (чтобы не сожгли), антивандальные урны - намертво врытыя в землю (чтобы не опрокинули или не унесли) и т.д.
Вандализм на кладбищах - особый этап на пути эскалации преступлений. Сначала воровали свежие цветы с могил и безутешные родственники предусмотрительно стали надламывать стебли у роз и гвоздик, дабы сделать их непригодными к продаже. Позже не гнушались и венками. Те же родственники теперь прикручивали их проволокой к ограде. Года три назад на местном телевидении промелькнул сюжет: в Сормовском районе кладбищенские воры свинчивали таблички с надгробий, чтобы сдать их в лом как цветной металл. Таблички, на которых значились имена умерших, годы их жизни и смерти... И мир не перевернулся от ужаса. И небо не упало на землю. Потом с той же целью стали срезать памятники из нержавейки.
Впрочем, вандалы - это даже не воры. Они ничего не уносят с кладбища. Они просто разбивают памятники, ломают ограды, вытаптывают посаженные здесь цветы... Никто не ведет специальной статистики, но всем уже ясно - подобные случаи участились. Чаще встречается вандализм "по национальному признаку": то еврейские захоронения в одну ночь становятся разоренными, то мусульманские... И то сказать: оскорбить, избить и даже убить человека другой веры, пусть даже на полночной улице, пусть даже впятером на одного, - небезопасно. А мертвые ответа не имут...
Случай, происшедший в начале мая на Богородском кладбище, и сегодня обсуждают все жители города. Все-таки Богородск - это не мегаполис, здесь, казалось бы, все на виду. За одну ночь вандалы испоганили около четырех десятков памятников. Сотрудники местного ГОВД поначалу терялись в догадках: по каком такому принципу преступники крушили памятники? Среди тех, кто и после своей смерти оказался жертвой, были люди разных национальностей и вероисповеданий.
Ниточка за ниточкой, сегодня у богородских сыщиков уже имеются подозреваемые.
- Думаю, наши следователи сумеют доказать их причастность к этому преступлению, - говорит начальник ГОВД подполковник милиции Александр Александрович Липин. - Но иначе как беспредел происшедшее назвать не могу.
Компания подозреваемых оказалась немалой. Четверо из них - учащиеся школы N 7, двое - из 71-го лицея, остальные - так, неучащиеся, неработающие, несовершеннолетние. Признался в содеянном пока только один из них.
Когда я попыталась встретиться с учениками школы N 7, директор Наталья Ивановна только подивилась моей наивности:
- Да вы что! Я даже имена их не могу назвать. На днях с телевидения приезжали и отснятый сюжет по телевизору показали.
Так родители подозреваемых уже всех жалобами засыпали: "Мешаете ребенку учиться, делаете из него преступника"... И нам угрожают: "Вы еще ответите!". Они и до ООН дойдут...
Начальнику ГОВД Липину к жалобам не привыкать. Он сокрушается по другому поводу. За чудовищное, по его мнению, преступление подростков-вандалов ожидает весьма скромное наказание.
- Если докажут виновность, самое большее - их родители штраф заплатят, - поясняет Александра Александрович.
Листаю Уголовный кодекс. Статья 214 гласит: "Вандализм... наказывается штрафом до 40 тысяч рублей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до 3-х месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок от 6 месяцев до 1 года, либо арестом на срок до 3-х месяцев..."
Мужайтесь, Григорий Иванович. Подберите упавшие тюльпаны. И попросите у Мариши прощения. За всех нас.
...В кабинете следователя щупленький прыщавый недоросль мнется, как у школьной доски.
- Ты хоть можешь объяснить, зачем все это делал? - спрашивают у него.
- Так... Не знаю... Пьяный был...
Не зря говорят, что циник - это человек, знающий всему цену, но не знающий ценности.
Я все-таки докопалась до исторических корней.
"Вандалы, - записано в Большой Советской Энциклопедии, - группа германских племен. В 429 - 439 гг. завоевали Северную Африку и основали раннефеодальное королевство. В 455 году разграбили Рим, уничтожили многие памятники античной культуры (отсюда - вандализм). К 534 году были завоеваны Византией".
Каким же непостижимым образом вандалический ген проник в двадцать первое тысячелетие? По какой линии, в каких клетках унаследовали наши цивилизованные дети дикую страсть к святотатству? И где взять силу той Византии, которая заставила бы их уверовать в неприкосновенность святого? Ведь даже на зоне, среди закоренелых убийц и воров-рецидивистов существуют неписаные законы, по которым глумление над мертвыми считается страшным грехом.
"Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи", - заметил однажды незабвенный Лев Николаевич Толстой. Не в этом ли корень зла? Суровость в воспитании мы давно заменили вседозволенностью, а ложь и лицемерие пронизали нашу жизнь настолько, что стало почти невозможным уберечься от них в отдельно взятой семье. Возвращение вандалов - суровая за то расплата.
...Еще не остыло негодование жителей Богородска, потрясенных кладбищенским погромом. Еще не во всех школах, как водится в таких случаях, прошли воспитательно-профилактические мероприятия. Еще не все свидетели допрошены по этому уголовному делу. А из Главного управления внутренних дел Нижегородской области пришло очередное сообщение: "14 мая 2006 года в 2 часа 30 минут во 2-й отдел милиции УВД г.Дзержинска поступил сигнал о том, что на площади Героев молодые люди жгут ритуальные венки в пламени Вечного огня. Сотрудниками следственно-оперативной группы отдела в ходе следственно-разыскных мероприятий установлено, что трое молодых людей, находясь в состоянии алкогольного опьянения, прогуливались на площади Героев. Двое из них взяли венки, возложенные в День Победы к Вечному огню как дань павшим в
Великой Отечественной войне, и стали их сжигать. По данному факту в отношении этих граждан возбуждено уголовное дело по ст. 214 УК РФ "Вандализм", и избрана мера пресечения - подписка о невыезде.
Содрогнитесь, живые! Мертвые уже содрогнулись.
"Цинизм молодых людей, посягнувших на память погибших защитников Отечества, выходит за рамки человечности. - у начальника областного ГУВД Виктора Витальевича Братанова, генерал-лейтенанта милиции, срывался голос, когда он произносил эти слова на еженедельном совещании сотрудников. - Участники акций вандализма, совершенных на территории области, должны понести не только заслуженное наказание в соответствии с действующим законодательством, важно, чтобы на эти деяния общественность отреагировала публичным порицанием..."
Понятно, что речь идет о нелюдях, отморозках. Понятно, что чужое горе никого из них не трогает. Вопрос в другом. Настигнет ли вандалов рано или поздно кара за содеянное? Воздастся ли, кроме штрафа и трехмесячного ареста... Ведь есть еще и Высший Суд - Божий.
Татьяна ЧИНЯКОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате