В дни, когда громко, широко и старательно анонсировали новый четырехсерийный телевизионный фильм "Ленинград", осознанно приуроченный к Дню защитника Отечества, уже многим было ясно, какой продукцией угостят нас на этот раз киношники.
К сожалению, у российских деятелей киноискусства стало традицией преподносить к праздничным и памятным датам нечто такое, что способно осквернить отечественную историю, какой бы удручающе жестокой она ни была. Фильм "Ленинград" по неправдоподобию побил все мыслимые и немыслимые рекорды.
Киноэпопея начинается с кадров, грубо противоречащих истине, это когда сержант милиции хрупкая девчушка Катерина Цветкова приносит на передовую командиру стрелковой роты приказ поднимать людей в наступление. От кого? Трудно понять. Хотя по субординации приказ должен исходить непосредственно от командира батальона или командира полка. Накануне рота понесла большие потери, недоукомплектована и небоеспособна. О чем и сказал Катерине разъяренный ротный. И когда, отбросив в сторону котелок, из которого он только что ел кашу, лейтенант собирался послать ее куда подальше, она выхватила из кобуры наган... И тот, повинуясь, повел роту на верную и бессмысленную гибель.
Каждый вправе спросить: "А при чем тут милиция? Ее-то каким ветром туда занесло? Что, в войсках не было иных средств связи? Да и кто из командиров-окопников позволил бы пигалице в милицейской форме появляться в расположении своего подразделения и вести себя угрожающе независимо?" И такими несообразностями "разукрашен" весь фильм. Вот, скажем, в Ленинград, в сопровождении комиссара госбезопасности (артист Александр Абдулов), приезжает группа иностранных журналистов, чтобы воочию узреть ужасы и трагедию осадного города, а уж потом, на добротном материале, поведать всему миру о героизме и стойкости советских людей. Журналисты эти оказались людьми довольно странными: ни с кем фактически не встречаясь, они поглазели на руины города, на опустевшие улицы, сделали несколько фотоснимков, а попав под бомбежку, спешно ретировались. Они были уверены, что их коллега из Англии Кейт Дэвис (артистка Мира Сорвино) погибла.
Но уже сам факт их появления в Ленинграде - полнейшая ложь. Режиссер, он же и сценарист фильма Александр Буравский обязан был знать, что из города в первые же дни войны выселили не только иностранцев, но и всех в чем-либо подозреваемых граждан. Тут даже нерусская фамилия имела немаловажное значение. К тому же фронтовые города - не для романтических вояжей. Ленинград, например, только в сентябре немцы бомбили 23 раза.
Впрочем, вопрос, было так или не было, автора фильма нисколько не занимал. "Я снимал не документальный фильм, - заявил он в одном интервью, - а драму простых людей, главным образом женщин".
Увы, не были показаны выпукло и зримо ни "драма", ни "простые женщины". Есть лишь пунктир и их схематическое изображение. Кроме уже известной нам Катерины Цветковой, по всем сериям проходит крупным планом еще и Кейт Дэвис. Она не погибла, судьба пощадила белокурую красавицу. Безжалостный режиссер бросает ее из одной пучины бед в другую, подвергает риску и опасности, и только ради того, чтобы оставить в Ленинграде.
Еще о других неточностях.
Та же Катерина называет своего начальника капитаном (артист Михаил Ефремов). Позвольте, а почему капитан, если у него на петлицах две шпалы? Это уже майор, у капитана их всего одна. Кстати, сотрудника НКВД называют старшим майором. Впервые слышу о таком звании.
Но это еще цветочки.
Опошлен и окарикатурен образ Андрея Александровича Жданова, он показан истинным держимордой, разговаривающим с людьми неизменно хамским тоном. А вот каким видел и знал Жданова Д.В.Павлов, уполномоченный Государственного комитета обороны по обеспечению города и войск фронта продовольствием: "Он был человеком большого государственного ума, сильным организатором. Даже в самые мрачные дни осады города Жданов казался бодрым, уверенным, умел владеть собой, слушать людей и быстро реагировать на вопросы - дар, присущий немногим". Осада Ленинграда укоротила ему жизнь - в 48-м году Жданова не стало. В полном забвении оказался Георгий Константинович Жуков, который с 10 сентября по 7 октября командовал Ленинградским фронтом и сумел не только кардинально изменить стратегию и тактику, но и поднять боевой дух армии, обороняющей город. Непонятно, зачем придуман Краузе? Природа не знает такого человека. А вот глубину Ладоги, ее рельеф и силу течения знали все жители прибрежных поселков. Но неуемное желание режиссера делать все вопреки фактам заставило бросить на лед озера белым днем несколько десятков лыжников. Они должны были установить толщину льда и найти спасительную косу (тоже придуманную). Не так все было в действительности. Те, кто определял толщину льда, "передвигались по-пластунски и тащили за собой на резиновых шлюпках, выкрашенных в белый цвет, оборудование для замера толщины льда". И нашли.
Николай СИМАКОВ, участник Великой Отечественной войны.
P.S.
В данном материале изложена позиция конкретного автора. Редакция "НН" готова рассмотреть другие точки зрения.