Он копал глубоко

Он копал глубоко

В музее "Усадьба Рукавишниковых", а именно в зале, некогда служившем библиотекой для хозяев дома, разложены камни, земля, черепки: там проходит выставка, несколько нетипичная для библиотечного пространства. Экспозиция называется "Имя в истории: В.Ф.Черников" и посвящена 90-летию со дня рождения известного нижегородского археолога Виталия Черникова.

Добрался до ранних пластов

Виталий Федорович исследовал доисторическое прошлое Нижегородчины, "копал" неолит, бронзу, железо - словом, все, что только возможно, на территории области и не только, открыв около 300 памятников археологии. Он первым начал исследование ранних пластов Нижегородского кремля, написал более сотни научных трудов и воспитал множество учеников, увлеченных археологией и историей.
Начинал копать он еще школьником - принимал участие в археологических экспедициях Дзержинского краеведческого музея. Позднее, уже как ученый, Черников четверть века проработал в Нижегородском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике.
В масштабах книжного шкафа показано, из какого сора растет археологическая наука. Мысль движется от факта к обобщению, от находок (какие-то обломки в пыли) через камеральную (очистку в полевых условиях) и кабинетную обработку (зарисовка, выстраивание схем) к научным выводам и авторским публикациям.
Так что же происходило тысячи лет назад на территории современной Нижегородской области в дославянскую эпоху?

Без ложек-вилок, но с ножами

Первые люди пришли сюда примерно девять тысяч лет назад, до этого землю здесь сковывал ледник. Поселились представители мезолита - среднего каменного века - близ нынешнего Новошино и в Балахнинской низине, оставили после себя обломки грубой глиняной посуды и обработанные каменные орудия. Исходя из разных размеров кремневых наконечников, можно предположить, что первые обитатели этих мест охотились на самую разную дичь, а судя по найденным кочедыкам, они еще и плели рыболовные сети, что естественно для обитателей речных берегов.
Глиняные сосуды - объемистые, выполнявшие роль общих кастрюлек, и порционные мисочки - вызывают в воображении картину милого семейного обеда пращуров. Ели, видимо, руками: ложек-вилок не обнаружено. А вот ножи были, причем очень оригинальные, что-то вроде пилы с деревянным основанием и вставными кремниевыми зубьями, каждый из которых можно было вынуть и заточить либо заменить новым.

Бронзовые следы

Затем пошла эпоха бронзы. Но так как собственно меди, олова и присадок, необходимых для получения бронзы, на Нижегородчине не водилось, изделия и металл везли из других мест. Зато железа было в избытке, но это уже более поздняя страничка, связанная с финно-уграми до их разделения на мордву, марийцев и мурому.
Кстати, о бронзе. В 1912 году солдаты одной из рот 37-го Екатеринбургского пехотного полка проводили учения и вели земляные работы на берегу Оки, как вдруг под лопатами зазвенело… древнее оружие. Специалисты определили тогда находку как захоронение эпохи бронзы, ныне известное как Сейминский могильник. В полусотне могил лежало разнообразное явно нездешнее оружие и украшения. Судя по всему, их обладатели пришли из Южной Сибири. Однако поселений не обнаружено и, значит, большой вооруженный отряд двигался транзитом. Что они делали тут и отчего создали захоронение без тел - загадка, скрытая во мраке веков. Возможно, ответ найдут новые поколения археологов.

Мария ФЕДОТОВА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Следите за нашими новостями в удобном формате