Современные телесыщики и киноследователи очень часто уговаривают подозреваемых, особенно молодых и впервые попавших в стены полиции, признаться или сдать подельников в обмен на поблажку. "Иначе, - хмуро намекает иной такой страж порядка, - попадешь на зону, где маются без любви и ласки страшные зэки, и мало тебе не покажется". В реальности, конечно, не все так жутко, даже романтические отношения с женщинами возможны.
Только родные и жены
В знаменитом фильме Эльдара Рязанова "Вокзал для двоих", похоже, авторы сценария немножко приукрасили факты, упростив сцену встречи героев Басилашвили и Гурченко. Помните, при наличии законной жены к пианисту Андрею на свиданку прибывает в колонию транзитная подруга официантка Вера.
На самом деле просто знакомых женщин на свидание к заключенному не пустят.
- По закону осужденному положены свидания с родственниками: женой, матерью, родными братьями и сестрами, а также детьми. Имеют право на встречу и гражданские жены при наличии соответствующих документов, - поясняет заместитель начальника исправительной колонии № 20, курирующий кадровую и воспитательную работу, Александр Тюрин. - При строгих условиях содержания положено одно длительное свидание в год и два краткосрочных. При обычных - три раза в год. Причем наличие нарушений у осужденного не влияет на число свиданий, а вот поощрить внеочередным - могут. Например, за то, что он сделал ремонт в отряде. Так что плюс к положенным обязательным свиданиям он может быть до трех раз поощрен еще и длительным. А вот если у него есть взыскания, то поощрений в виде свидания ему не дадут. Длительное свидание - это трое суток, короткое - максимум 4 часа.
Что касается гражданских жен, то перед поездкой на зону не вполне официальной половинке придется побегать, чтобы получить бумажку определенного содержания.
- Это может быть справка с гербовой печатью из администрации или отдела внутренних дел того района, где проживала пара до того, как супруг попал в места лишения свободы, - объясняет Александр Владимирович. - Тот, кто выдает справку, берет на себя ответственность, подтверждая, что эти люди действительно проживали и вели совместное хозяйство с такого-то по такое-то время. Факт совместного проживания также заверяют своими подписями соседи.
Дом встреч
Корреспонденты "НН" посетили "дом свиданий" в "двадцатке". Он занимает первый этаж административного здания. Внутри все выглядит как в стандартном общежитии советского типа. Из коридора выходят двери девяти комнат. В конце коридора общая кухня и хозблок.
Прибывшие туда обязательно досматриваются. Попадая в помещение для свиданий, они не имеют возможности оттуда выходить в течение трех дней. За порядком здесь наблюдает дежурный смены. Сотрудники стараются контролировать проживание, хотя и не так строго, как в отрядах. Врываться в комнату здесь не принято. Сначала обязательно постучат.
- В комнате длительных свиданий особых эксцессов у нас не было, за исключением того, что время от времени женщины пытаются пронести осужденным наркотические средства, - рассказывает начальник колонии Константин Аляев. - Из 1200 осужденных у нас 200 наркозависимых. Это проблема, ведь бывает, что сидельцы просто-напросто заставляют жен и матерей привозить наркотики. Но наши сотрудники достаточно внимательно проводят досмотр прибывших на свидание.
Так, у одной дамы обнаружили двадцать пакетиков с наркотическим веществом, спрятанных в интимном месте.
Для краткосрочных свиданий здесь отведена специальная комната. Читатель наверняка примерно ее представляет. Как и в кино, здесь располагается два ряда телефонов, разграниченных стеклом. Подняв трубку, осужденный может общаться с сидящим напротив него родственником.
- Свидания абсолютно бесплатные. По возможности улучшаем бытовые условия. Ремонт у нас в самых ближайших планах. Хотим обустроить детскую комнату, где ребятишки смогут поиграть, посмотреть мультики. Нужно отметить, что с детьми приезжают очень часто. Хотелось бы увеличить число комнат для свиданий, но помещение не позволяет. Девять комнат, конечно, маловато на 1200 осужденных, если каждому нужно по три дня четыре раза в год.
Заключенные здесь ходят в гражданке. Расспрашиваем местных обитателей, которых застали на кухне:
- Я осужден за грабеж на семь лет. Осталось три года. Ко мне раз в четыре месяца приезжает мама из Первомайска. На условия жаловаться не приходится, есть холодильник, телевизор, в общем, все нормально.
- Здесь все меня устраивает. Мой муж сидит за кражу, срок у него большой, шесть лет. Я приезжаю сюда из Нижнего Новгорода каждые четыре месяца. Конечно же, хотелось почаще. У нас с мужем все хорошо, чувствую, что ему нужна моя поддержка.
Заглядываем в комнаты. Они небольшие, но уютные. Вмещают в себя две кровати, одна из которых двухспальная.
Доверчивые заочницы
Но немалое количество мужчин садится в колонию, не имея штампа в паспорте о браке. А если зэку предстоит сидеть ну очень долго? Тогда они завязывают переписку с так называемыми заочницами. В принципе в этом плане ничего не меняется десятилетиями. Все осталось так же, как в вышедшем на экраны сорок лет назад фильме "Калина красная". По-прежнему среди заочниц преобладают доверчивые жительницы сельской местности. Ведь в деревнях и поселках трудно найти суженого среди пьющих односельчан. И поэтому для них сиделец кажется завидным женихом. Вот они и ездят на свиданки, привозят своим милым домашние супчики.
Как же зэки находят себе заочниц? Вроде бы современный способ знакомства через соответствующие сайты им по закону закрыт, поскольку мобильники свободного хождения в колонии не должны иметь. Но, что греха таить, они там появляются. И в Интернете есть специальные сайты для общения заключенных.
Но, как правило, все объявления о знакомствах там начинаются примерно одинаково: "Девчонки! С моим мужем сидит очень хороший человек, он хочет познакомиться с девушкой с серьезными намерениями для создания семьи. Пишите по адресу…" или "Привет девушкам! Я уже на воле, а друг еще отбывает..." или "Мой брат сидит с ребятами 82 и 83 гг. рождения. Ребята его попросили опубликовать свои данные, чтобы им девушки написали".
А вот еще крик души с такого форума заключенных: "Хочу написать и отправить письмо в любую женскую колонию. Хочу познакомиться с девушками и женщинами для общения и дружеских отношений. Я сам сидевший и видел многих людей, у кого вообще нет никого: ни мамы, ни папы, ни любимого человека и даже друзей. Когда приходили письма некоторым или когда к ним приходили на свиданку, те радовались. А у кого нету никого, то им было грустно…"
На фотографиях в Интернете вполне симпатичные мужчины, очень мало снимков, сделанных в интерьерах зоны. Понятно, что российские женщины, испытывающие вечный дефицит мужского внимания, клюют на такие знакомства. А вдруг судьба? А вдруг человек хороший, просто оступился, с кем не бывает?
Рассказывают такую нижегородскую историю. Девятнадцатилетняя студентка в процессе переписки влюбилась в трижды судимого опасного преступника и даже приехала к нему в колонию, когда они поругались. Но он заартачился и не захотел ее видеть. А девушка влюбилась так, что сотрудникам колонии пришлось долго ее разубеждать. Чтобы она не портила себе жизнь, ведь на ее избраннике клейма было негде ставить.
Другая, уже не такая молодая заочница приехала в колонию. Она тоже была очарована письмами зэка. Показывала начальнику колонии послание на шести страницах. Плакала, что никто ее в жизни так не любил. В ответ начальник дал ей прочесть практически точь-в-точь такое же письмецо, но написанное другой женщине и другим заключенным. Ей объяснили, что есть среди сидельцев такие специалисты по любовным письмам, которые строчат их под заказ своим сокамерникам за две пачки сигарет.
А вот еще случай с заочницей. Но тут пострадавшим можно считать не женщину, а осужденного. Переписывались они долго, посылали друг другу фотографии. Решили, ни разу не встретившись лично, пожениться. И вот прибыла невеста в колонию. Выводят к ней жениха. Жених, кстати, был щупленький мужчина небольшого роста. Увидев свою суженую, он схватился за голову и дал обратный ход. Невеста оказалась намного выше его и достаточно солидной комплекции. Так что свадьба не состоялась.
А вообще после первого письмеца по адресу, указанному в Интернете, завязывается переписка. Затем влюбленному зэку можно будет и вполне свободно общаться с заочницей по телефону-автомату, что сейчас установлены в каждой колонии. А там и до свадьбы недалеко.
Свадьба, потом и дети
- Всего в прошлом году мы сыграли 89 свадеб, это больше, чем обычно, - констатирует Константин Аляев. - Конечно, есть среди них и заочницы. Но как проверить, что осужденный женится лишь с корыстной целью? Ради посылок и свиданий без проблем… Не угадаешь. Но заочницам все же следует быть осторожными, рассудительными. Не секрет, что иной осужденный переписывается с несколькими женщинами. Затем он выходит на свободу, имея на руках несколько адресов, где можно погостить. И начинает "порхать" от одной дамы к другой. Уходят от очередной женщины под предлогом, мол, друг позвонил, нужно съездить помочь. И затем исчезают. Но все равно мы даем согласие на браки. Всегда лучше, чтобы у осужденного была семья. Считаю, что это та самая социальная связь, которая может его удержать от повторного преступления.
- С ЗАГСом у нас уже все налажено, бракосочетания происходят в будний день. Особенно запомнилась мне одна свадьба, - вспоминает Александр Тюрин. - Жених - обычный осужденный за наркопреступление. А вот невеста очень обеспеченная, имеет сеть своих магазинов. Помещение нашего профилактория было украшено свадебными шарами, сердечками, плакатами. Марш Мендельсона играл наш ансамбль. Все было очень торжественно, невеста была в очень красивом свадебном платье. Свидетель со стороны жениха - из числа осужденных. Невеста привезла свидетельницу-подругу с собой. После бракосочетания новобрачным дали возможность провести три законных дня в комнатах для длительных свиданий. Это, конечно, не медовый месяц, но все-таки. Сейчас супруга приезжает к мужу на свидания. Бывали у нас и случаи, когда в браках, заключенных в нашей колонии, рождались дети.
Ольга МАКАРОВА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.