Одним из самых проблемных всегда был и остается участок от
Городца до Нижнего Новгорода. Сегодня на расстоянии прямой видимости от микрорайона Мещера на акватории работает дружный коллектив земкаравана во главе с опытным командиром Николаем Диановым.
Земснаряд "Волжский-515" вычерпывает с восьмиметровой глубины пульпу, состоящую из воды и грунта. Две самоходные шаланды, загрузившись под самую "красную линию", уводят эту "кашу" в сторону от фарватера. Ну а вооруженная крановой стрелой "Касатка" обеспечивает связь с берегом и при необходимости заводит якоря "Волжского" на исходную точку.
- Работы у нас всегда хватает, - перекрикивая скрежет механизмов черпаковой рамы, просвещает нас первый помощник механика Николай Зимин, - с Чкаловской базы, куда приписан земкараван, и где прописаны почти все члены команды, мы вышли 25 апреля. Поработали на Георгиевском перекате, что напротив Дрязги, а после майских праздников встали у Нижнего.
Обзор из кабины земснаряда просто отличный. Над головами - небо, прямо по ходу - Дятловы горы, справа - новостройки Мещеры, слева
- низкие заливные берега с уходящей под горизонт автотрассой, под ногами - ползущие вверх по черпаковому колодцу со скоростью 17 метров в минуту 850-литровые ковши со взятой с волжского дна породой.
По техническим нормам рабочие параметры фарватера должны
быть не менее 3,8 метра в глубину и 100 метров в ширину. Десять тысяч "кубиков" в сутки выгребает земснаряд. Около миллиона кубометров за навигацию. Сколько кубометров за свою более чем двадцатитрехлетнюю трудовую биографию на земснарядах "вынул" из Волги Николай Дианов, затрудняется сказать даже он сам. Впрочем, только ли из Волги. Четыре года назад, накануне празднования 300-летия основания Санкт-Петербурга, экипажу "Волжского-515" было доверено принять участие в обустройстве президентской резиденции - Константиновского дворца, расположенного на берегу Финского залива.
- В Президентском затоне потрудились изрядно, - вспоминает
Николай Альбертович. - Он находится на расстоянии пяти километров от основного судового хода, канал достаточно и глубокий, и широкий. Технические требования жесткие, время - ограничено. Но сделали. Мы же с Волги. А здесь, бывает, ситуации складываются и посложнее.
16 перекатов только на коротком шестидесятикилометровом отрезке Городец - Нижний Новгород. Самоходные шаланды единовременно могут загрузить около 550 кубометров породы. Работа круглосуточная. Ширина участков, где расходятся встречные суда, бывает самой минимальной. Восьмичасовые вахты. 30 человек команды.
- Раньше на Волге и Оке работало по 10 - 12 земснарядов. Но не скажу, что было легче, - рассказывает Дианов. - Сейчас у меня есть возможность выбирать людей. Мало кто у нас в Чкаловске сможет на берегу заработать больше, чем на реке. А то, что и к такой работе человек привыкает, знаю по себе. Время же, когда дома в период навигации не бываем, компенсируем зимой. Конечно, огородов не держим. А семьи у многих из нас живут здесь же, на реке.
Семь семейных пар расположились в уютных каютах. Если сам Дианов
- командир, то супруга его - матрос, а сын - капитан самоходной шаланды. Павел Колпаков - механик, Галина Колпакова у него - лебедчик. Здесь же служит и их сын Алексей Колпаков - рулевым-мотористом. Семикилограммовый кот Семен в штатном расписании земкаравана не числится, но без него полный портрет экипажа представить трудно.
- Какой большой! - удивляются гости.
- Такого откормили, - смеется команда.
Экипажу тоже грех обижаться на кормежку. На камбузе командуют коки Татьяна Коваленко и Ирина Махонина. До обеда еще далеко, котлы усердно пыхтят, источая завлекательные ароматы, и Татьяна Алексеевна угощает нас собственного изготовления квасом. Хорош!
- А чем сегодня команду будете потчевать?
- Чем бог послал, - лукавит кок.
А бог послал на первое окрошку, на второе - мясной гуляш с макаронами, на третье - компот из свежих фруктов. Остается позавидовать и команде, и коту.
- Продукты мы закупаем из расчета 80 рублей в день на человека, - проявляет свою компетентность главный снабженец земкаравана артельщица Анна Ленина. - Поверьте, этого вполне достаточно для того, чтобы наши люди не оставались голодными. Главное условие - не менее трехсот граммов мяса на каждого. Хватает и на свеженькие овощи, и на фрукты. А еще мы рыбу ловим. В Волге она есть.
ШС-151 швартуется к правому борту. Матрос-лебедчик Сергей Уткин заводит подающий лоток над грузовым трюмом шаланды и включает механизм подачи породы.
Тяжело, наверное, каждый день, без выходных и отсыпных, стоять под ветром и дождем на палубе земснаряда. Когда же отдыхать?
- Поработаем. Потом и отдыхать будем, - короток ответ семнадцатилетнего речника.
Николай КОЖИН.
Комментарий.
Сергей Булашов,
заместитель начальника Нижегородского района
водных путей и судоходства:
- В этом году в пределах нашей области работают три подобных каравана: два - на Волге и один на Оке. Планируется обработать около 3 миллионов кубометров грунта: 2,5 миллиона - на Волге и 0,5 миллиона кубометров - на Оке. Себестоимость работ может составить до 90 миллионов рублей. Ситуация на судоходных участках в этом году сложная, уровень воды сравнительно низкий, прогнозы на благоприятную для речников погоду - не самые утешительные. Но обеспечить безопасность судоходства - наша прямая обязанность, которую мы и постараемся исполнить на все сто процентов. Река - это и наша жизнь, и наша зарплата, и источник существования многих тысяч людей на огромном пространстве России. И мы это понимаем.
Сергей Лопырев,
капитан ШС-151.
- К навигации мы готовились всю зиму. Ремонтировали суда и судовые механизмы. Половодье в этом году было небольшое. Лето ожидается засушливым. Проблемы с судоходством наверняка будут. Решать эти проблемы придется и нам. Мы же на работу настроились. А коллектив у нас - нормальный. В общем, как всегда. Напишите - все будет нормально.