- Мой любимый композитор - тот, которого я иду играть сегодня, - признался Денис Мацуев незадолго до выступления на открытии ХIII Международного фестиваля искусств имени А.Д.Сахарова "Русское искусство и мир". - Если нет состояния влюбленности в композитора, в конкретное произведение, незачем выходить на сцену, тем более на такую, как ваша.
- А у меня нет любимых композиторов, - подхватил Сергей Крылов, - но с Денисом я солидарен. Есть множество прекрасных авторов, и у каждого из них есть более или менее удачные сочинения. Концерт Сибелиуса, который мне предстоит играть сегодня, - очень удачное произведение.
Также перед концертом Денис Мацуев ответил на вопросы журналистов.
- Денис, скажите, пожалуйста, зачем на открытии сочинской Олимпиады во время исполнения вами Рахманинова вокруг кружили 62 рояля?
- Идея эта не моя. Режиссер этого действа - Даниэль Финци Паска, швейцарский постановщик, знающий толк в гала-представлениях. Впрочем, у каждого насчет того шоу есть свое мнение. Я лично "изнутри" скажу, что церемонии открытия и закрытия Олимпиады прошли на фантастическом уровне, произвели на меня и не только сумасшедшее впечатление, и очень горжусь, что был одним из участников.
- Как вы относитесь к манере некоторых исполнителей играть сольную партию и одновременно дирижировать оркестром? Так делал Даниэль Баренбойм, сейчас делает Кристиан Захариас, и порой даже возникает крамольная мысль, а нужен ли дирижер вообще?
- Это делают не только Баренбойм и Захариас, но и много кто еще, например, присутствующий тут Сергей Крылов, и вы, думается, имели удовольствие видеть это на нижегородской сцене. Действительно, сейчас многие солисты рвутся дирижировать, ошибочно считая, что это просто: взмахнул - и зазвучало. Вообще так было принято в эпоху Баха, Моцарта, Гайдна, отчасти у Бетховена. Но дирижирование все же - отдельная серьезная специальность.
- Верно ли, что в этом году Совет при Президенте по культуре и искусству, в состав которого вы входите, отстоял неприкосновенность начального музыкального образования в России?
- Да, мы бились над этим последние три года. Под предлогом защиты прав детей - что-де в раннем возрасте дети еще способны к самостоятельному осознанному выбору - предполагалось сделать музыкальные школы из "восьмилеток" трехлетними, а профессиональных музыкантов воспитывать с двенадцати лет. Такая схема, безусловно, убила бы нашу великую исполнительскую школу. Систему нашего образования копируют во всем мире; именно благодаря ей появляются блистательные музыканты, и мы занимаем лидирующие позиции на международных конкурсах. Отстоять удалось, но, поверьте, это было очень сложно; я лично постоянно ходил по чиновникам и убеждал их, настаивал, что настоящего музыканта надо воспитывать не иначе как с раннего детства.
Мария ФЕДОТОВА. Фото 24smi.ru.