"Все те же седые головы в зале"
Четвертый день Международного фестиваля искусств имени А.Сахарова можно было назвать музыкально-литературным. В Нижнем впервые прозвучала концертная версия оперы Александра Чайковского по повести Александра Солженицына "Один день Ивана Денисовича". За дирижерским пультом стоял сын писателя Игнат Солженицын.
Благословил на постановку
Вместе с дирижером оперу представляли солисты Пермского театра, где она с успехом идет вот уже пять лет. Накануне нижегородской премьеры Игнат Солженицын поделился своими впечатлениями о фестивале и рассказал, как он относится к книгам своего отца.
- Игнат Александрович, в Нижний вы привезли концертное исполнение оперы по произведению вашего отца. Как она создавалась?
- Опера была создана по заказу Пермского театра оперы и балета. Музыку написал очень талантливый композитор Александр Чайковский. Вместе с Георгием Исаакяном (режиссером пермского театра. - Авт.) они написали и либретто. Сам Александр Исаевич непосредственного участия в создании либретто не принимал, но дал свое благословение. В результате появилось очень достойное произведение. Часто в либретто многое меняется, но здесь сохранен почти весь текст. Мне очень хотелось бы, чтобы зрители смогли проникнуться произведениями, которые мы соединили в программу, - оперой "Один день Ивана Денисовича" и последней симфонией Шостаковича.
- Рассказывал ли Александр Исаевич о том, что ему пришлось пережить? Ведь многие люди, прошедшие через испытания, предпочитают молчать, ветераны, например, не часто говорят о войне…
- Это интересная тема. Почему-то именно о войне труднее всего говорить. Папа не считал, что война - самое тяжелое, он считал ее неизбежностью, но о войне он тоже не рассказывал, а вот о жизни в лагере и ссылке при случае говорил. Но вообще он всегда хотел, чтобы его, прежде всего, читали, в том числе и собственные дети.
Признак зрелости
- На Сахаровский фестиваль вы приезжаете уже в третий раз. Каковы ваши впечатления?
- У вас всегда хорошо. Та музыкальная жизнь, которая построена в вашей филармонии, всегда располагает. Здесь каждый раз замечательная программа, фестиваль уже стал для России и даже для мира очень важным событием, которое привлекает к себе серьезных артистов и представляет интересные комбинации произведений. И публика у вас очень знающая, опытная, готовая к новым переживаниям.
- А что, на ваш взгляд, надо сделать, чтобы на классические концерты ходила молодая публика?
- Конечно, надо с самого юного возраста давать возможность молодым приобщаться к классике. Но ребенок все равно не будет способен сразу воспринимать такую музыку - это очевидно. Раньше, я думаю, все было так же, те же седые головы были в залах филармонии. Юные приходят на концерты в свое время. Так что я настроен оптимистично: всегда будут люди, которые готовы и хотят услышать классическую музыку. Можно даже сказать: появление интереса к подобным произведениям - признак духовной зрелости.
Оксана ЗЕМСКАЯ. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
Справка "НН"
Игнат СОЛЖЕНИЦЫН - пианист, дирижер. Средний сын Александра Солженицына. Родился в 1972 году в Москве. В полтора года вместе с семьей вынужден был уехать из страны. Музыкой всерьез заинтересовался в 9 лет, услышав Пятую симфонию Шостаковича. Обучался игре на фортепиано в Лондоне и Филадельфии. С 1998 года главный дирижер Камерного оркестра Филадельфии. Живет в Нью-Йорке.