Заложники остались целы

Заложники остались целы

Все начиналось как поездка на полигон для очередных занятий. Но случайный попутчик изменил ход событий. Человек в военной форме вдруг выстрелил в стекло "пазика". Раздались автоматные очереди, где-то прогремели взрывы. Люди в масках захватили автобус, и всех выгнали из салона…

Семь дней практики

На базе танковой бригады 20-й армии Западного военного округа на территории Мулинского гарнизона в тринадцатый раз прошли курсы подготовки представителей прессы к действиям в кризисных ситуациях. В течение недели мы, тридцать представителей российских СМИ, испытали все прелести жизни в экстремальных условиях: обитание в солдатской казарме, подъем в шесть утра, отбой строго в 23.00, кормили наравне с военнослужащими. Нас учили работать в условиях контртеррористической операции, делились навыками оказания первой медпомощи и транспортировки раненых, показывали, как обнаруживать мины.
...На очередном занятии нас берут в заложники. Мы с большим трудом бежим в связках по трое, и нужно постоянно держаться вместе с другими пленниками. Начинаешь понимать: если сразу не расстреляли, значит, для чего-то мы нужны, как учил нас здешний полковник, сам прошедший чеченский плен…
Нас гонят по болоту, кто-то падает, начинает тонуть - его вытаскивают. Самое трудное - неопределенность: куда ведут и сколько осталось терпеть? Появляется мысль "соскочить", но рядом слышен крик упавшей девушки, такой же пленницы, и бросать остальных становится стыдно. Наконец нас кидают лицом вниз в какую-то вонючую яму, но запах тухлого мяса уже не раздражает - мы дошли! Дальнейшая судьба зависит от нашего поведения в заточении. Люди в масках хватают двух пленников и уводят на допрос. Мне суют в руки оружие - велят убить товарища. Отказываюсь. Затем заставляют бежать по минному полю...

Обстановка заставляет

Тем временем бойцы спецназа и кинологи МВД смоделировали на полигоне очередную кризисную ситуацию - массовые беспорядки. Сотрудники полиции с помощью спецтехники, в том числе водометов, пресекли опасные действия агрессивно настроенной толпы.
После экстремальной практики занятия в учебных классах показались отдыхом. Представители разных структур - МИДа, института ФСБ и МГУ, Антитеррористического комитета, сотрудники ООН - знакомили нас с правилами действий в условиях информационной войны, рассказывали о правовых, психологических и морально-этических нормах поведения в кризисных ситуациях. Выступали коллеги, имеющие опыт работы в зонах вооруженных конфликтов: в Сирии, Афганистане, Ливии, Ираке, на Украине. Много полезного узнали курсанты от московских тележурналистов Александра Сладкова и Максима Сиротина, операторов Russia Today.
Участники "Бастиона", одолевшие все испытания, получили сертификаты об окончании курсов из рук первого секретаря Союза журналистов Москвы Людмилы Щербины. "Учитывая сложившуюся обстановку вокруг представителей СМИ, нам потребовалось обновить программу обучения, - рассказала она. - Особо ценным в связи с этим является опыт журналистов, работавших на Украине".

Александр ВОЛОЖАНИН. Фоторепортаж автора.

Справка "НН"

Курсы "Бастион" проводятся с 2006 года. Они направлены на подготовку представителей СМИ и информационных структур заинтересованных ведомств к работе в зонах повышенного риска. За это время проведено 12 циклов обучения, в которых поучаствовали 585 человек. Курсы проводят Союз журналистов Москвы при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям совместно с Министерством обороны, НАК, ФСБ, МВД, МЧС и МИД.

Следите за нашими новостями в удобном формате