Вчера в Нижний Новгород с юго-востока Украины прибыла самая большая со времени начала "зачистки" группа беженцев - 20 человек. На Московском вокзале их встречали нижегородцы, готовые приютить лишившихся жилья и родины людей.
...Глаза подростка Андрея Хлыницкого (на фото слева) подернуты пеплом смертельной усталости. Но не от того, что его утомила дорога из Ростова в Нижний Новгород. Вместе с бабушкой он приехал сюда из города Красный Луч, который некогда был центром угольной промышленности, а теперь стал театром военных действий. Год назад у Андрея умерла мама. В ополчении остался отец. Осталась ли у Андрея родина? И можно ли назвать родиной то, что забрасывает детей запрещенными Международной конвенцией фосфорными бомбами?
- Украинская авиация пыталась разбомбить лагерь "Зарница", зная, что там собраны наши дети. Промахнулись лишь чудом, - свидетельствует Анна Бесарабко, приехавшая в Нижний из шахтерского городка Ровенки.
- Я только что вернулся с автомобильного пункта пропуска "Гуково" Ростовской таможни, которую украинская сторона подвергла бомбежкам. Позавчера там было затишье, поэтому мы успели вывезти из палаток часть людей. Я не предприниматель, а отец пятерых детей и координатор центра защиты семей движения "В защиту детства". Пришлось снять все деньги, что были у меня на карточке: хватило на билеты только для 20 человек, плюс две семьи удалось вывезти на машине, - рассказывает один из встречающих Сергей Пчелинцев.
Заранее были подготовлены списки нижегородских семей, готовых принять оказавшихся в беде жителей соседней страны, - таких адресов набралось больше тысячи. Простые нижегородцы и жители области постоянно предлагают кто дом, кто квартиру. Люди готовы делиться последним, потому что память о том, что такое фашистские бомбежки и что такое братская помощь друг другу, заложена, кажется, у нас на генетическом уровне.
Помощь в оформлении своего гражданского статуса украинским беженцам окажут юристы областного правительства. А также взамен временного пристанища в течение трех месяцев им обещают найти постоянный кров над головой.
- Первые беженцы, которые из-под бомбежек приходят на российскую территорию, проходят фильтрацию в палаточном городке. Потом их размещают в двух километрах от Гуково по общежитиям, школам и больницам. Там с людьми, чья жизнь в одночасье оказалась перечеркнутой, тоже работают психологи, - поясняет Сергей Пчелинцев. - Здесь, в Нижнем Новгороде, с детьми продолжат работу социальные педагоги и психологи. Потому что даже сейчас, заслышав шум российского вертолета МЧС, маленькие трехлетки, закрывая голову, бегут в палатку прятаться под нары. Психологическая реабилитация им просто необходима...
Пока пережившим военные злодейства Украины людям реабилитацией служит человеческая доброта. На склады в Нижнем Новгороде, Дзержинске, Кстове волонтеры собирают гуманитарную помощь. Нижегородцы готовы отдать последнее из своих холодильников. В центр обратилась простая женщина, предлагая напечь пирогов...
Елена КУЛЬЧИЦКАЯ. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.