Родителям-одиночкам станет проще получить отсрочку исполнения приговора
Нижегородцу, осужденному на шесть лет за мошенничество и кражу, пришлось долго отсылать письма в суд. Он просил Фемиду дать ему отсрочку исполнения приговора до достижения ребенком 14 лет.
Только суд решает
Дело в том, что он один воспитывал своего семилетнего сына. Его жена, мать мальчика, была лишена родительских прав, когда ребенку было четыре года. После развода сын был передан на воспитание отцу. Но суд вернул мужчине его ходатайство с формулировкой "для устранения недостатков", так как там были приложены не все документы. Осужденный обжаловал этот возврат, утверждая, что этим решением суд нарушает права его ребенка. Но и на этот раз его жалобу не удовлетворили.
Между тем сейчас Минюст занимается разработкой проекта закона, который позволит осужденным, имеющим детей, получать отсрочку отбывания наказания, даже если они об этом не просят.
По ныне действующему законодательству, отсрочка дается осужденному родителю (или беременной женщине) до достижения его ребенком 14 лет, естественно, если тот является единственным родителем. И предоставляется она далеко не всем одиноким мамам и папам. За опасные деяния (например, против половой неприкосновенности несовершеннолетних) или за преступления, за которые УК предусматривает более пяти лет, поблажка не положена. Ее могут отменить, если подсудимый уклоняется от своих родительских обязанностей или совершил новое преступление.
- Об отсрочке исполнения приговора у судьи может просить и сторона защиты, и сторона обвинения. И только суд решает, удовлетворить эти ходатайства или нет, - поясняет адвокат Александр Чесноков.
Добро обжаловать
- Если человек, которому дали отсрочку, своим поведением соблюдает все ограничения, которые с этим связаны, то он может быть освобожден от отбывания срока, - продолжает наш собеседник. - То есть при достижении ребенком 14 лет осужденную женщину не сажают, скажем, на три года по приговору. По сути, время отсрочки было для осужденного условным наказанием.
Сегодня таким образом соблюдаются права ребенка. А как быть с правами потерпевшего от действий такого вот родителя-уголовника? Справедливо ли такое положение с его точки зрения?
- Если потерпевший считает несправедливым, что виновному дали отсрочку, то он может это обжаловать в суде с формулировкой "прошу отменить приговор за мягкостью и применить реальную меру наказания". Закон предоставляет сторонам полномочия на такие обращения, - говорит Александр Александрович.
Так, житель Нижнего Новгорода был осужден за нарушение правил дорожного движения, повлекшее за собой смерть человека по неосторожности. Московский районный суд приговорил его к трем годам колонии-поселения. Он также по суду должен был заплатить полмиллиона рублей компенсации морального вреда семье погибшего. Но автомобилист обжаловал приговор. Он также считал, что суд необоснованно не нашел оснований для назначения отсрочки исполнения приговора в связи с нахождением его в отпуске по уходу за малолетним ребенком:
- Мой ребенок по объективным причинам не может посещать детские ясли, поэтому я нахожусь в отпуске по уходу за ним. Если я буду находиться в колонии-поселении, то не смогу возмещать ущерб, а мать ребенка будет вынуждена уйти с работы, поскольку его не с кем будет оставить дома.
Однако потерпевшая просила оставить приговор в силе, считая его справедливым и не суровым, как это представляла сторона защиты. К тому же она подчеркнула, что отпуск по уходу за ребенком был оформлен осужденным уже после совершения преступления.
В итоге кассационная инстанция оставила приговор в силе, и заботливый отец отправился на поселение.
Лучше быть сиротой
А вот не столь давнишняя история из практики Сормовского районного суда. Здесь предстояло решить участь супружеской четы. Двадцатишестилетние муж с женой уже ранее были судимы за грабеж, распространение наркотиков и содержание притона. Причем женщина первую судимость получила за грабеж в то время, когда ее ребенку было лишь два года. Поэтому ей дали отсрочку приговора на 12 лет. Но держалась она недолго, и уже через три года ее осудили за содержание притона. На этот раз она получила реальный срок и через два года вышла на свободу. Но не прошло и года, как она снова попала на скамью подсудимых вместе со своим благоверным.
В своей комнате в коммуналке супруги фасовали героин, который жена закупала большими партиями. Дома же и продавали наркотик страждущим. Наркоманы толпились под их окнами, неопрятные и неадекватные, они по очереди заходили в комнату. Кругом были раскиданы шприцы и другие аксессуары для приема зелья. И все это происходило на глазах малыша, который постоянно был дома вместе с родителями. На этот раз по суду каждый из супругов получил по пять с половиной лет лишения свободы, а ребенком занялись органы опеки.
Ольга МАКАРОВА.