Где-то плещутся у нас русалки

Где-то плещутся у нас русалки

Согласно полицейским сводкам, июнь в нашей области оказался печально богат на несчастные случаи, связанные с утоплениями. Кто-то скажет, что летом, с наступлением тепла, людям свойственно много купаться, и соответственно чем больше народа у водоемов, тем чаще происходят несчастья. Однако есть альтернативное мнение. "На русальную неделю и после нее всегда много тонут", - помню, именно так говорили бабушки, ровесницы XX века. И, может, к этому стоит прислушаться? Ведь июнь по большей части выдался нежарким, так что мало кому приходило в голову купаться, а русальная неделя в этом году как раз была с 9 по 15 июня.

Подводные Кончиты

В мифологической системе славян русальная (Троицкая) неделя завершает весенний обрядовый цикл. Выражаясь метафорически, на Ивана Купала - по новому стилю этот праздник отмечается с 6 на 7 июля - космические часы бьют полдень, солнце стоит максимально высоко. И, как и в день мифологического солнцеворота зимнего (31 октября - кельтский Хеллоуин), особое внимание уделяется душам предков и вообще духам. Якобы в этот период приоткрывается граница между мирами, и тонкие сущности являются к людям, ну а люди, наблюдая их возросшую активность, должны быть осторожными, дабы не оказаться похищенными через истончившуюся грань измерений. Настоятельно рекомендовалось проводить процедуры отпугивания духов - зимой жечь костры, летом раскладывать душистые травы, носить обереги и, конечно, без крайней необходимости не выходить из дома, особенно в темень, более того, в лес или, упаси господи, к водоему.
Совершенно естественно, что на земле, богатой реками, ручьями, озерами и болотами, очень развит "водный" раздел мифологии. Исследователи дружно говорят о культе берегинь - водных духов. В залах Музея истории художественных промыслов и ремесел Нижегородской области представлены старинные резные доски с русалками, в том числе явно мужского пола. Аналогичные доски - пока еще не окончательно содранные вандалами с фасадов брошенных деревянных домов - представлены, например, также в селе Савино Городецкого района.
Образ бородатой русалки, конечно же, противоречит нашим знаниям об этих сказочных существах - прекрасных или не очень утопленницах, покончивших с собой из-за неразделенной любви и летними ночами с помощью чаропения заманивающих молодых мужчин на погибель. Легенды гласят, что не каждый утопленник русалка, но каждая русалка - утопленник.
И тут возникает интересное слово "фараонка" - двуполый дух воды, нередко отмеченный андрогинностью (то есть, как это теперь кое-где модно, обладающий бородой и женским бюстом одновременно). Фараонки - как явствует из духовных стихов XVII века - египтяне, преследовавшие Моисея, который шел через расступившееся море. Как известно, когда народ израильский пересек Красное море, воды вновь сомкнулись. Все преследователи были прокляты и погибли… а далее "люди фараона обратишася рыбами", "у тех рыб главы человеческие, а тулова нет, токмо ед глава, а зубы и нос человечи". И с незапамятных времен якобы фараонки украшают корпуса кораблей. Вспомните резные фигуры на носу древних ладей, дев с рыбьими хвостами на бушпритах парусников. И якобы моряки, причаливая к разным далеким берегам, несли людям новые мифы о тех же фараонках, и народ начинал изображать их уже на домах.

Сквозные каналы

Впрочем, на домах нижегородского края хвостатые люди, львы и собаки появлялись и независимо от пришлых корабелов. Исследователи Поволжья, справедливо отмечая сходство образов нижегородских берегинь с европейской змеедевой Мелюзиной, перекидывают мостик через русскую книжность к староверческому религиозному знанию. Отсюда, из исторического факта "Нижегородчина - приют раскольников", вырисовывается еще один культурный тип идеологических беженцев - скоморохи и бродячие торговцы, напрямую наследующие европейскую мифологию. Мигрируя из города в город, из страны в страну, перенося с собой свои традиционные сюжеты, странствующие артисты создавали сквозные каналы культуры.
Немало скоморохов в свое время осело и на Руси, и описание их игрищ сохранилось в легендах и сказках, как то известные нам "Садко" и "Руслан и Людмила". Однако в 1659 году царь Алексей Михайлович Тишайший издал указ, запрещающий выступления скоморохов во время праздников: "В воскресные, господские праздники и великих святых приходить в церковь и стоять смирно, скоморохов и ворожей в дома к себе не призывать, в первый день луны не смотреть, в гром на реках и озерах не купаться, с серебра не умываться, олову и воску не лить, зернью, картами, шахматами и лодыгами не играть, медведей не водить и с сучками не плясать... Если не послушаются, бить батогами; домры, сурны, гудки, гусли и хари искать и жечь". Вполне естественно, что при таком раскладе скоморохи, так или иначе являвшиеся носителями европейской мифологии, бежали в глухие леса заволжские, до которых царская власть тогда дотянуться (и тем более дотошно обыскать их) была не в силах. И, как считается, именно от беглых "альтернатившиков" ведет свое начало уникальная домовая резьба Поволжья, и именно из Европы появились у нас фараонки, сирены и девы-змеи, родственницы исконно славянских русалок - духов воды.

Наслоение мифов

В купальскую ночь, с 6 на 7 июля, тысячи паломников самого разного сорта прибывают в Воскресенский район на озеро Светлояр. И, сколько бы ни прилагалось идеологических усилий по перелицовке чисто языческого праздника в православный, как бы ни педалировалась тема чудесно спасенного Богородицей града Китежа - ан нет, исконное подсознательное ставит блоки. Многие поутру стремятся на молебен в село Владимирское, но вечером того же дня девушки заплетают венки, разжигаются костры, и процессия с огнями в руках торжественно обходит вокруг озера… Однако русальими обрядами здесь и не пахнет, чему есть - опять же глубинные - причины. Светлояр, хоть и заповедный водоем, не связан с русалками.
Название озера, Светлый Яр, не может не отсылать к имени Яра - древнего бога войны, сына Велеса и Дивы. Поговаривают о том, что овальные очертания озера связаны с тем, что на дне озера находится затонувший город, окруженный овальной крепостной стеною, и вроде бы наличие стены - некоей мембраны - подтверждено эхолотом. Под озером - глубинный разлом. Судя по тому, как периодически в последние годы в нашей области образуются огромные карстовые ямы, вполне реальна гипотеза о гигантском провале. Значит, был и город, и, возможно, сражение и неожиданный уход под воду?
Только вот судя по названию, все это имело место гораздо раньше, нежели известные события с Китежем; впрочем, наслоение одного события на другое - норма мифотворчества. Сменилась идеология с язычества на христианство - и один город "заменили" другим. Говорят, что попытки бурить дно и "просвечивать" его эхолотом потерпели поистине пугающую неудачу: иным исследователям становилось физически плохо, подобно как ученым, пытавшимся проникнуть в тайны пирамид и испытывавшим на себе "проклятье фараонов"… Тут совпадение упомянутых фараонов и момента затопления, конечно же, случайно, но если покопаться в истории дохристианской Руси, можно уточнить много интересных подробностей о граде Китеже, столице Берендеева царства. Правда, тут уже слишком легко ступить в область домыслов типа "в результате коллективной молитвы осажденных жителей города произошло смещение пластов реальности"…

Мария ФЕДОТОВА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Кстати

Именно на Нижегородчине - в Болдино - Александр Сергеевич Пушкин работал над поэмой "Русалка".

Между тем

Худенькая, чисто дощечка…

Нижегородский этнограф, фольклорист Елена Тихомирова поделилась с "НН" быличкой, записанной в Сокольском районе. Рассказали эту историю уроженки села Гари Мария Андреевна Назарова и Татьяна Григорьевна Дурыщина:
"Русалка у нас водилась. Отец с матерью пошли как-то рано сено косить, темно еще было. Река Селянка глубокая была, там она и водилась. Подошли. Кто-то из родителей пошел к реке с откоса - а русалка на берегу сидит, худенькая, чисто дощечка. Увидела человека - и прямо в воду - плюх! Мама спросила: "Кто купается?" - никого нет… Нагая, с длинными волосами.
Еще как-то около глубокого омута вечером слышали ее голос - то ли кричала, то ли пела…"
А эту историю корреспондент "НН" слышала от бабушки, уроженки села Большие Можары Пильнинского района. Когда та была еще маленькой девочкой, она нашла гребень, выброшенный рекой, и принесла его домой. Мама, побелев от страха, прихватила его щипцами и куда-то отнесла, а потом долго выметала избу травяным веником.

Следите за нашими новостями в удобном формате