Композитор Эдуард АРТЕМЬЕВ:

Композитор Эдуард АРТЕМЬЕВ:

- Я в детстве музыку очень не любил, хотя и учился играть, - неожиданно признался композитор в начале творческой встречи в Нижнем Новгороде. - Но однажды услышал Скрябина и был совершенно потрясен… Он писал музыку к фильмам Тарковского, Кончаловского и Михалкова, экспериментирует с электроникой. Его произведения звучали на двух наших Олимпиадах, в недавней "Легенде № 17".

На пару с Михалковым

- Эдуард Николаевич, вы написали много музыки для кино. А как происходит работа над фильмом?
- Сначала мне, конечно, дают сценарий, и если он меня греет, я соглашаюсь. Еще для меня очень важно, с кем я работаю. Как правило, это те люди, которых я знаю, к кому не надо приспосабливаться. Мне объясняют, какую бы тему хотелось услышать. А дальше начинается работа над изображением.
- А мелодию вы обычно придумываете сразу или это долгий процесс?
- В некоторых картинах все сочинено с ходу. Например, перед съемками "Своего среди чужих…" мы с Никитой Сергеевичем посидели, даже выпивали, а потом я пришел домой и сразу все написал. В "Сибириаде" - так же. Но чаще бывает все же долгая работа, буквально высиживание. Это как раз относится к "Солнечному удару", который мы недавно закончили с Михалковым.
- Случаются ли у вас расхождения с режиссером?
- Случаются, но я их сдерживаю, иначе меня давно бы уже отлучили от работы (смеется). У меня с Михалковым был удивительный случай в "Утомленных солнцем". Там, как вы знаете, два основных героя - Котов и Митя, бывший дворянин, которого играл Меньшиков. Ну, с героем Меньшикова проблем не было: он все-таки закончил консерваторию и даже, как было написано в сценарии, "однажды встретил Рахманинова в туалете" (улыбается). А вот с Котовым получилось сложнее. Михалков попросил придумать что-то стилизованное под знаменитое танго. Я написал музыку, уже был назначен день записи. Никита послушал и говорит: "Нет, это все ерунда". А запись отменять нельзя, уже вызваны музыканты. Тогда я говорю ему: "Давай, приезжай ко мне, будем сочинять вместе". Так, буквально пофразно, мы и записали тему.

"Надо делать песню"

- Ваши песни исполняли Валерий Леонтьев, Игорь Тальков…
- "Дельтаплан" появился на уже готовую мелодию из фильма "Родня". Одной редакторше с радио пришла мысль сделать из нее песню для Леонтьева. "Ностальгия", которую исполнил Игорь Тальков, поначалу тоже была мелодией. Но поэт Коля Зиновьев сказал: "Надо делать песню", - и потом передал ее Игорю. Причем тот почти не брал в репертуар "чужое", а тут согласился, мол, ему это очень подходит. Он, кстати, замечательно играет там на саксофоне.
- Говорят, с вашей песней в "Сибирском цирюльнике" связана целая история и что ее должна была петь сама Уитни Хьюстон. Это правда?
- Никита сказал, что в финале картины нужно сделать песню. Я написал музыку, потом Коля Зиновьев слова, за три-четыре дня все закончили. Там был сначала английский текст и петь должна была действительно Уитни Хьюстон. С ней мы даже договорились, но она сорвалась, запила… Тогда мы нашли исполнительницу из Израиля, а потом эту песню исполнила Долина.

Оксана ЗЕМСКАЯ. Фото vokrug.tv.

Справка "НН"

Эдуард АРТЕМЬЕВ - советский и российский композитор, народный артист России. Родился 30 ноября 1937 года в Новосибирске. Известен как автор музыки к фильмам Михалкова, Кончаловского, Тарковского и других режиссеров. Лауреат Государственных премий, лауреат премий "Золотой орел" за лучшую киномузыку. Президент Российской ассоциации электроакустической музыки.

Следите за нашими новостями в удобном формате