Отпускает боль на волю

Отпускает боль на волю

Смертельную болезнь и старческую немощь все-таки человеку легче принять в окружении заботливых родных. И уложенный неизлечимым недугом на койку в тюремной больничке закоренелый рецидивист тоже мечтает об этом. Но не факт, что его просьбу умереть на воле удовлетворят.

Прецедентное дело

- Основания для освобождения от отбывания наказания в связи с болезнью прописаны в постановлении правительства РФ от 6 февраля 2004 года, а также в приказе Минюста от 28 августа 2001 года "Об утверждении перечня противопоказаний к отбыванию наказания", - говорит Нижегородский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Юрий Чернов. - Под освобождение подпадают те осужденные, которые заболели после вынесения приговора. Диагнозы, которые указаны в этих документах, очень серьезные. Можно сказать, что эта мера применяется только в тех случаях, когда человек уже одной ногой на том свете. И в большинстве случаев такие ходатайства об освобождении рассматриваются без участия самих заявителей, поскольку они физически не могут присутствовать в зале суда.
Не так давно Ардатовский районный суд принял решение об освобождении одной из осужденных ИК-18. Для этого имелись медицинские показания: женщина страдала заболеванием, которое входит в указанный перечень. Однако прокуратура не согласилась с решением о ее досрочном освобождении.
- Не решен был вопрос о том, где она будет доживать оставшееся ей время за пределами колонии, - поясняет прокурор. - Никаких родственников у женщины нет, а на запросы колонии различные социальные и медицинские учреждения отвечали, что по тем или иным причинам ее принять не могут. Несмотря на то, что осужденная сама просила об освобождении, мы исходили из того, что положительное решение суда поставит ее в нечеловеческие условия. Просто вывести ее за ворота означало выпустить в неизвестность в таком состоянии. И областной суд согласился с нашей позицией. В таких случаях важна не только формальная сторона вопроса, но и содержательная. В колонии этой осужденной будет обеспечен должный уход и лечение, чего получить за ее пределами было бы весьма проблематично.
Это ардатовское дело в какой-то степени стало прецедентным: решая судьбу других осужденных больных, суды вопросам обеспечения ухода за больными после их выхода на свободу стали уделять серьезное внимание. И не всегда рассмотрение заявлений осужденных заканчивалось положительным для них решением. Суды не подошли формально к обращению больного сидельца, и фактически возложили обязанности по уходу за ним на администрацию колонии. А во многих из них сегодня уровень медицинского обслуживания не хуже, чем за периметром исправительного учреждения.

Если уход гарантирован

В настоящее время в учреждениях системы исполнения наказаний Нижегородской области содержится порядка 18 тысяч человек. На волю по болезни выходят лишь единицы.
По словам Юрия Чернова, с начала этого года с участием прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях было рассмотрено 23 ходатайства об освобождении по болезни. Из них удовлетворено только 14.
- В этом году по болезни у нас никого не освободили, - рассказал "НН" прокурор Сухобезводненской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Антон Котельников. - В прошлом году такой был один. В нашем ведении находится два поднадзорных лечебных учреждения для больных туберкулезом, ВИЧ-инфекцией. И в основном ходатайства о досрочном освобождении поступают из ЛИУ-10, где содержатся больные туберкулезом. В год на свободу из обратившихся выходит максимум два человека. Среди основных заболеваний, которые могут служить основанием для освобождения, ВИЧ в стадии 4В, ВИЧ плюс туберкулез, онкология…

Эта статистика из года в год практически не меняется. По словам Антона Леонидовича, прежде всего потому, что осужденных этих колоний тоже стараются освобождать лишь тогда, когда на свободе за больным гарантирован уход.
Иной читатель может усомниться, справедливо ли освобождать даже по таким гуманным причинам тех, кто сидит за тяжкие преступления?
- В последнее время практически не бывает случаев, когда бы решение об отказе в удовлетворении ходатайства об освобождении по болезни принималось в связи с общественной опасностью преступления или в связи с плохим поведением осужденного в период отбывания наказания, - утверждает Юрий Чернов. - Основным критерием все-таки является состояние здоровья. Наверно, это правильно. Если посмотреть диагнозы, которые поставили медики этим людям, то трудно вообразить ситуацию, чтобы человек в таком состоянии совершил преступление. На них порой смотреть-то страшно, они еле передвигаются и где уж идти на новое преступление. Фактов, чтобы лица, освобожденные по болезни, вновь попирали закон, мне не известны.

Остаток жизни под надзором

В Нижегородской прокуратуре вспомнили лишь один случай, когда на освобождение больного сидельца поступила жалоба потерпевшего. Он возмущался тем, что выпущенный на свободу жив-здоров и скрывает имущество от взыскания, которое должно было быть направлено на возмещение нанесенного преступником вреда. Врачи, устанавливающие диагноз, видимо, тоже не могут со стопроцентной достоверностью сказать, сколько выпущенному из колонии по болезни человеку осталось жить. Но за ними на свободе тоже устанавливают административный надзор.
Так, в сентябре прошлого года Канавинский районный суд вынес решение об установлении административного надзора на срок почти в восемь лет осужденному за грабеж и разбой. По приговору он должен был отсидеть в колонии строгого режима шесть с половиной лет. В "послужном списке" опасного рецидивиста были и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и угроза убийством. Теперь почти 8 лет бывший зэк не должен покидать постоянного места жительства, по ночам обязательно сидеть дома (за исключением периодов прохождения лечения в больнице). Также он не должен бывать в кафе, барах и ресторанах, других общественных местах. Свобода для него оказалась условной, да еще его постоянно гнетет мысль, что отмеряно ему немного…

Ольга МАКАРОВА.. Фото newsru.ua, life.od.ua.

Справка "НН"

Из перечня заболеваний, препятствующих отбыванию наказания:

Туберкулез:
- прогрессирующий двусторонний туберкулез легких с явлениями легочно-сердечной недостаточности III степени;
- фиброзно-кавернозный туберкулез легких.
Новообразования:
- злокачественные новообразования IV стадии (независимо от локализации) в соответствии с международной классификацией TNM;
- злокачественные новообразования лимфатической и кроветворной тканей. Миелопролиферативные опухоли;
- острый лейкоз (все формы).
Болезни эндокринной системы:
- сахарный диабет, тяжелая форма с потребностью инсулина свыше 60 ед. в сутки;
- подагра с подагрической нефропатией и хронической почечной недостаточностью в терминальной стадии;
- феохромоцитома, кризовое течение (при невозможности оперативной коррекции);
- диффузно-токсический зоб, тяжелая форма (при невозможности оперативной коррекции).
Психические расстройства:
- хронические психические расстройства стойкого характера (психозы и слабоумие), лишающие лицо возможности осознавать характер и общественную опасность своих действий (бездействия).
Болезни нервной системы и органов чувств:
- сосудистые заболевания головного и спинного мозга с выраженными стойкими явлениями очагового поражения мозга (гемиплегия и параплегия, глубокие гемипарезы и парапарезы, нарушение ориентировки в пространстве и времени, акинетико-ригидный синдром).
Болезни органов кровообращения:
- болезни сердца с недостаточностью кровообращения III степени:
констриктивный перикардит, не подлежащий оперативному лечению;
бактериальный эндокардит затяжного течения;
миокардический кардиосклероз;
ишемическая болезнь сердца;
- гипертоническая болезнь III стадии, вторичная артериальная гипертензия:
эндартериит;
аорто-артериит;
облитерирующий атеросклероз;
тромбозы и эмболии;
тромбангиит.
Также в число заболеваний, которые могут служить основанием для освобождения наказания в стенах исправительного учреждения, входит обширный перечень болезней органов дыхания, пищеварения, мочевыводящей системы, анатомические дефекты и т.д.

Любопытно

В Великобритании в городе Эксетер графства Девоншир местного воришку, осужденного на 75 суток за серию мелких краж, отпустили на свободу. Неординарное решение было принято в связи с тем, что 23-летний Джад Медкалф страдает синдромом Клайнфельтера, вследствие чего молодой человек постоянно растет. И без того его гигантский рост, на сегодняшний день составляющий 215 см, из-за болезни постоянно увеличивается. В тюрьме Джаду не смогли подобрать подходящую койку и робу нужного размера. В итоге Королевский суд Эксетера постановил освободить воришку из-под стражи. Осудили молодого человека по обвинению в краже рождественских подарков на общую сумму 30 фунтов стерлингов из офиса одной из компаний и ромштексов из паба, уточняет издание.
Осужденный в 2006 году в Канаде 37-летний заключенный Майкл Лапойнте, приговоренный к пяти годам тюрьмы за перевозку наркотиков, не отсидел и половины срока. Бывший повар по кличке Большой Майк оказался слишком толст для существующей в стране пенитенциарной системы.

К слову

В Нижегородской области находятся два лечебно-исправительных учреждения ЛИУ-10 (содержатся осужденные, больные туберкулезом множественной лекарственной устойчивости) и ЛИУ-3 (содержатся осужденные, которых лечат по обычным программам, и осужденные с диагнозом "ВИЧ+туберкулез").

А как у них?

По оценке Национального альянса по психическим заболеваниям, сейчас в США в федеральных тюрьмах и тюрьмах штатов содержится около 300 тысяч умственно больных заключенных, в то время как в психиатрических лечебницах местного уровня - всего 70 тысяч пациентов (последние данные за 2012 год - 550 и 55 тысяч соответственно).
В штате Оклахома тюрьма Джозефа Харпа - главное учреждение, оказывающее психиатрическую помощь заключенным. Из 1100 заключенных 440 находятся на психиатрическом лечении: медикаменты обходятся в 30 тысяч долларов в месяц. Чтобы получить таблетки, заключенные выстраиваются в длинную очередь. Проходит более двух часов, прежде чем последний заключенный добирается до лазарета.
Самых нестабильных пациентов отправляют на "Остров фантазий", как называют здесь палату интенсивной терапии.
Заключенных отсюда почти никогда не освобождают, ибо чаще всего комиссия по помилованиям рассматривает умственно больных заключенных по тем же критериям, что и всех остальных: сначала оценивается первичное преступление, затем послужной список в целом (который у психически больных часто весьма солиден) и, наконец, изучается вопрос о том, есть ли заключенному куда пойти после выхода из тюрьмы.
В американских тюрьмах количество заключенных, инфицированных вирусом гепатита С, достигает 40 процентов, а в некоторых - 80 процентов.

Тем временем

Разгрузка для конвоира

Снимать напряжение сотрудники нижегородской зоны будут в массажных креслах
Далеко не всякий человек выберет для себя стезю сотрудника службы исполнения наказания. Охранять преступников в местах лишения свободы бывает и опасно - не каждый психологически выдержит.

Так, два года назад в ИК-11 (колония строгого режима в Борском районе) заключенный, осужденный за убийство на почти 13 лет, находясь в камере ШИЗО, не только не подчинился требованию конвоирующего его инспектора, но и обругал его и несколько раз ударил по голове.
В структуре ФСИН психологические службы созданы уже давно. И их продолжают оснащать самыми современными устройствами, способными снять напряжение от работы. Впрочем, в целесообразности приобретения иных средств, некоторые из экспертов сомневаются. Так, в московском управлении закупают массажные кресла, цена которых 50 - 60 тысяч рублей. И они не самые дорогие. Коллеги из ФСИН на Камчатке выкладывают кресла по 90 тысяч рублей с MP3-плеером, наушниками, колонками и дополнительной функцией "массаж под ритм музыки". Естественно, все удовольствия оплачиваются за казенный счет. В ГУ ФСИН России по Нижегородской области тоже решили не отставать от коллег, хотя у нижегородцев запросы поскромнее.

- Да, мы планируем закупить массажные кресла, и в настоящее время идет процесс изучения рекомендаций по закупкам, - рассказала "НН" руководитель психологической службы ГУ ФСИН России по Нижегородской области Татьяна Агапова. - В первую очередь мы планируем использовать эти кресла для снятия усталости и восстановления работоспособности наших сотрудников, тех, кто непосредственно работает с контингентом осужденных. Снятие мышечных зажимов очень полезно. Ведь через мышечные зажимы у человека напрягается психика. Кресла планируем установить в кабинетах групповой психологической работы сотрудников, где достаточно уютная и расслабляющая атмосфера.
По сообщениям некоторых СМИ, Нижегородское УФСИН за кресло с семью программами массажа готово якобы отдать 56 тысяч рублей.
Между тем ведомство, которое финансируется из государственной казны, часто жалуется на недостаток средств. "НН" неоднократно рассказывали об условиях содержания заключенных. В иных из колоний и элементарные санитарные условия соблюсти получается не всегда. Даже ремонт в отрядах помогают делать благотворители. Насколько закупка столь недешевого оборудования необходима - вопрос дискутируемый. Всегда найдутся как сторонники, так и противники такого новшества. Но, подходя к его решению, наверное, все же нужно руководствоваться и экономической целесообразностью.

Олег МИШИН. Фото gov.ru.

Кстати

Трудна служба и у других сотрудников силовых ведомств. Два года назад в полицейском ведомстве был открыт центр психологической работы. Специальное оборудование для психологической разгрузки, полиграф, кабинет с релаксирующей музыкой, "звездным небом" над головой, удобной мебелью и живым аквариумом - все это должно способствовать решению задачи по психолого-социальной реабилитации сотрудников, попавших в сложные жизненные ситуации, прибывших из горячих точек.

Следите за нашими новостями в удобном формате