Опера рискнули своей машиной

Опера рискнули  своей машиной

Все началось с вопиющей несправедливости. Случилось это в начале 90-х годов. Инженер с оборонки полжизни копил на "Жигули", а поездил на них недолго - украли. Прошло полгода, прежде чем милиции об этом похищении стало известно все.

Готовил под себя

Во-первых, оказалось, что машина целехонька. Во-вторых, что на ней разъезжает старший лейтенант милиции в Республике Марий Эл. Он отлюксовал ворованную "шестерку", поставил на нее затемненные стекла - в общем, не машина получилась, а конфетка. Одно плохо: в Нижнем Новгороде по ней тосковал законный владелец, не надеявшийся уже на чудо. Но оно все-таки свершилось. Нижегородским сыщикам удалось выйти на след межрегиональной банды, который, собственно, и привел к марийскому сотруднику РЭБ ГИБДД.
- Надо сказать, что в 90-е годы автомобильный Нижний буквально "заворовали". В день похищалось по одной, две, а то и три машины. Чаще всего уходили "шестерки", "семерки", "девятки", иногда даже "Москвичи", - вспоминает подполковник милиции в отставке Владимир Шаляев. - Вот почему руководство милицейского главка решило объединить усилия оперативников Сормовского РУВД, Волго-Вятского РУБОП и МОУР (Межрайонного отдела уголовного розыска). Оперативным путем мы вычислили: в городе орудует некто Кислов по кличке Кислый, уроженец Марий Эл. Одну "шестерку" у этого представителя марийской братвы и взял йошкар- олинский гаишник, по роду службы ставивший автомобили на госучет.
Рубоповцы подключили своих марийских коллег. Тайно засняли на фото автомобиль гаишника во всех ракурсах. В Нижнем инженер взглянул на карточки и подтвердил: "Моя машина! Даже магнитолу не сменили…"
Не заменили жулики и идентификационные номера агрегатов, а по ним авто - в розыске! Получается, что гаишник или слеп (чего не может быть), или…
Разговор с ним был отложен, хотя и ненадолго. Ведь если тащить старлея на допрос, так лучше тогда, когда можно будет допросить главаря банды и его компанию. Между тем за Кислым уже ненавязчиво присматривали. Погнал он на родину очередную добычу - хлоп! - и капкан захлопнулся. Вот когда пришли и за гаишником. Сормовский опер минут двадцать выслушивал его отговорки, но на большее задержанного не хватило. Началась исповедь. Денег всегда не хватало. Двое детей, жена, общежитие. А тут подошли ко мне, попросили, я кое-что оформил, и сразу хорошо приплатили. В другой раз пришли - опять перепало на карман. В четвертый попробовал заартачиться, так сказали: "Пятая тачка - твоя". Что машины украдены у людей - не знал. Говорили: все чисто, берут прямо с заводского конвейера…
Гаишника арестовали за должностной подлог. Дело по нему выделили в отдельное производство. Когда "шестерку" передавали законному владельцу, тот только и вымолвил: "Как в сказке…" Старлей делал ее под себя - еще лучше машина стала.
А Кислый сразу после ареста затосковал: опять нары и тощий паек. Из своих 34 лет половину он провел "там" и только последние полтора года не отказывал себе ни в чем. Отгонит чужую машину, деньги получит - и кутит. Правда, воровал, зная, что однажды накроют его по полной программе.
- Ну что, начальник, нальешь мне стакан? - тоскливо сказал он оперу, усаживаясь в милицейский автомобиль. - Хочу забыться до самого Нижнего...

Подстава по бартеру

Эти слова никто не принял всерьез, однако Кислый настаивал. Он предложил своеобразный бартер: выдать все похищенные машины в обмен на выпивку и закуску. Для затравки бандит обмолвился, что Йошкар-Ола - это лишь один канал сбыта. Были еще Киров и Москва.
Кормить-поить жулика за свой счет при тогдашней милицейской зарплате, конечно, накладно. Наверное, до сих пор немало и таких сыщиков, которым трава не расти - отмахнутся от подобного предложения, ибо "галочка" в отчете есть: преступная группировка изобличена. Но каждый новый эпизод в откровениях жулика - это отнюдь не отвлеченное понятие. За каждым стоит судьба конкретного автомобилиста. Стоит ли из-за какого-то стакана лишать людей машин, если можно их вернуть?
Опера доложились руководству, получили добро и обещания, что затраченные деньги им будут возвращены. И "наверху" понимают, что нужен контакт с задержанным, без него много не нараскрываешь. Другой вопрос, что все эти обещания легко забываются... Но бартер состоялся. Опера только успевали записывать: от автомобильных краж Кислый перешел к квартирным.
- А мне все равно сидеть. Пусть другие попыхтят. Я ведь для себя воровал, а все они пользовались моей добротой…
В числе прочих наводок от главаря была и информация по столице. Туда, дескать, ушла "пятерка", похищенная на улице Светлоярской в Сормове.
- В Москве я сдавал "пятерку" и "семерку", - заявил Кислый. - Одну - помню и другую вспомню. Везите, начальники!
Кто-то усомнился в намерениях бандита, спросил его, чего он, дескать, так запал на сотрудничество? По оперативным каналам проходила информация, что хитрит Кислый, хочет срулить от оперов в Москве при первой же возможности. Но жулик объяснил так:
- Мне-то что терять? Чем на зоне париться, я лучше с вами поработаю, по стране покатаюсь - тут работы на год еще…
Начальство одобрило московскую командировку. Рассудило, что, если на поезде с жуликом ехать, тому легче будет слинять. Операм дали новую обэповскую "шестерку" - черного цвета и номера Марийского региона для прикрытия. В столичном отделе на Таганке нижегородцев уже ждали, взялись помочь. Хотя сразу обмолвились, что не верят в благополучный исход операции, мол, белыми нитками все шито. Что может Кислый в Москве? А тот бьет себя в грудь.
- Да я прямо сейчас на посредников выведу, не выходя из этого кабинета! Только дайте позвонить. Правда, что предложить братве? Слушайте, давайте загоним вашу "шестерку"?
Опера в раздумье, сидят, голову чешут, а Кислый соловьем заливается:
- Ну да! Вы мне даете машину, рацию и "хвоста". Я продаю, они мне деньги. Вы берете братву и пока допрашиваете, бегом в гараж к ним с обыском. У них там "семерка" ворованная, из Нижнего.
Опера вздохнули:
- Семь бед - один ответ. Ладно, загоним нашу машину.

На Таганке

Москвичи разрешили приставить к бандиту своего сотрудника, типа кореша. Долго искали и нашли-таки милиционера с татуировкой на руке. Переодели его под жулика; кепочку набекрень, пальтишко какое-то. И на Таганский рынок отправили.
А там народу! Сотрудников же наскребли человек пятнадцать, больше нет. С "шестерки" не забыли радиостанцию снять. А Кислого - наоборот, обвязали рацией с переговорным устройством. Опера издали наблюдают за ним в бинокль и слушают, когда начнутся переговоры.
Но вдруг - что такое - "кореш" Кислого на месте, а самого бандита нет. Где он?
- А черт его знает, потерял, - отвечает москвич. - Но вы не бойтесь - рынок оцеплен, не смоется…
Какое уж там! Попробуйте на людном рынке жулика найти. Под лавку к торгашу залезет - и концов не сыщешь. Позже выясняется: в кафешку зашел Кислый, на деньги оперов пивко дует. Стали его совестить, а тот с укором:
- У меня башка болит от всяких ваших нагрузок. Захотелось пивка с водочкой.
- Ладно, но учти, что ты - следственно арестованный, - пригрозили опера. - Случись чего, будет тебе побег из-под стражи - застрелим и все…
Блеф, конечно, но Кислый не подвел оперов. Скоро они услышали его переговоры с посредниками и записали их на пленку.
- ...Короче, мне две тысячи в задаток. Вы еще за ту тачку не расплатились.
- А ты чего ее с лысой резиной пригнал?..
Когда стороны хлопнули по рукам, всех переговорщиков разом и повязали. Они сдали гараж-отстойник, в котором, как и уверял Кислый, стояла нижегородская "семерка". Правда, уже без двигателя.
Выяснилось, что его обменяли в автосервисе на спортивный мотоцикл "Хонда"…
Опера прикинули: чтобы перегнать "Жигули" без движка в Нижний, требуется буксировка на жесткой сцепке. Но где ее взять в чужом городе?
- Ладно, собирайся, поедешь с нами, - велели опера сотруднику автосервиса. - Двигатель ты уже подразобрал. Придется тебя допрашивать в Нижнем Новгороде.
- Где? - остолбенел меняльщик. - Да двигатель, как часы. Два часа сроку, и будет стоять на месте. Гоните ворованную машину. Только не надо меня в Нижний Новгород…
Мастер сдержал слово. На брошенную операми фразу "денег нет" ответил: "Окажем спонсорскую помощь милиции". Очень не хотел москвич на берега Оки и Волги. Человек двадцать вместе с ним взялись ставить двигатель. Когда все было готово, мастер уточнил:
- Ну что, не нужен я в Нижнем?
- Пока не нужен. Мы тебя здесь допросили…
- Тогда совместно с кировскими и марийскими мы вернули владельцам 19 украденных автомобилей, - подводит итог Владимир Шаляев. - А банду Кислова судили в Республике Марий Эл, где его подельники совершили больше всего преступлений. Уголовное дело составило 18 томов, и семеро, включая Кислого, получили в суде длительные сроки.

Константин ШИШАРИН. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Следите за нашими новостями в удобном формате