Получая срок, особенно первый, преступник озабочен тем, как у него сложатся отношения на зоне с остальными сидельцами. И вот, имея представление о тюремном укладе по фильмам, обогатившись впечатлениями от следственного изолятора, он прибывает в колонию.
Попросил защиты
Петр Зиновьев, нынешний обитатель одной из колоний, расположенных в Тоншаевском районе, попал в штрафной изолятор (ШИЗО) на 15 суток.
Дело в том, что его как злостного нарушителя администрация колонии решила перевести в отряд строгих условий. Петр отказался, за что и залетел в ШИЗО.
А переходить в этот отряд ему было просто страшно. Тамошние обитатели угрожали: мол, как только Петр войдет в их помещение, то ему в лучшем случае разобьют голову. О худшем Петру даже было страшно думать.
Угрозы эти сиделец воспринял реально. Ведь в колонии он был председателем секции дисциплины и порядка, то есть был сторонником администрации. А таких заключенных, естественно, недолюбливают те, кто предпочитает не соблюдать режим.
Петр написал заявление, чтобы сотрудники колонии обезопасили его. Дескать, если уж он войдет в отряд, то пусть его обследуют врачи на предмет побоев, ссадин и адекватности его поведения и зафиксируют это под протокол. Также он подал в суд, чтобы отменили постановление о его водворении в ШИЗО, поскольку он идти в отряд не отказывался, а лишь просил себя обезопасить. Вину администрации он оценил в 15 тысяч рублей и попросил суд взыскать эту сумму в его пользу.
На суде представитель колонии заявил, что Зиновьева поместили в изолятор именно из-за его категорического отказа идти в отряд.
Так что же это за отряд такой?
Даже кормят отдельно
- В соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом злостным нарушителем признается осужденный, совершивший серьезное нарушение режима, такое, например, как хранение запрещенных предметов или употребление алкогольных напитков, если при этом он был водворен за это нарушение в штрафной изолятор, - поясняет заместитель прокурора Нижегородской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Александр Пресняков. - Либо если этот осужденный два или более раза совершил дисциплинарное правонарушение, не отнесенное к злостным, но за которое водворялся в ШИЗО. Одновременно с признанием осужденного злостным нарушителем администрация учреждения принимает решение о переводе его в строгие условия отбывания наказания, то есть в отряд строгих условий отбывания наказания (ОСУОН).
Этот отряд от других отличается тем, что осужденные круглосуточно находятся в запираемых помещениях. В остальных отрядах-общежитиях осужденные имеют возможность передвигаться в пределах локального участка, где, например, могут во дворике позаниматься спортом. Осужденных из ОСУОН не водят в столовую, пищу они принимают в своем помещении. В отряде находится круглосуточный пост младшего инспектора, и в подавляющем большинстве нижегородских колоний ведется видеонаблюдение. Отряд ОСУОН имеется в каждой колонии, чтобы изолировать нарушителей порядка от основной массы. Осужденные содержатся в отряде до тех пор, пока администрация не примет решение о переводе их на обычные условия. Такой перевод возможен не ранее шести (для общего режима) или девяти (для строгого) месяцев и при отсутствии взысканий.
Чужой среди "своих"
- Понятно, когда злостные нарушители собираются в одном месте, то могут возникнуть разные ситуации, - продолжает Александр Сергеевич. - Практика показывает, что достаточно часто возникают конфликты обитателей отряда с осужденными, которые не поддерживают криминальную субкультуру. Например, за хранение сотового телефона злостным нарушителем могут признать осужденного, сотрудничавшего с администрацией. У обитателей такого отряда к "не своему" могут быть претензии, вплоть до угроз физической расправы. Закон предусмотрел это и дал право осужденным обратиться к администрации с просьбой о личной безопасности. Администрация проводит проверку и при наличии оснований принимает меры. Одной из них является содержание осужденного в безопасном месте, но не более 90 суток. Если выяснится, что действительно сложилась серьезная ситуация, то вышестоящий орган ФСИН может перевести осужденного в другую колонию. Однако если тот не может назвать конкретных обидчиков и при проведении проверки не подтверждается, что ему угрожали, то вместо перевода в безопасное место он может быть водворен в ШИЗО за отказ следовать в свой отряд. С такими случаями приходится периодически сталкиваться.
В случае с Петром Зиновьевым суд разобрался и отказал ему в его просьбе. Судья сделал вывод, что каких-либо нарушений прав осужденного со стороны администрации колонии допущено не было.
Ольга МАКАРОВА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
(Имя и фамилия осужденного изменены).