Для детей украинских беженцев необходим адаптационный класс

Для детей украинских беженцев необходим адаптационный класс

Для детей украинских беженцев, сегодня обосновавшихся во многих российских регионах, в школах необходимы адаптационные классы, поскольку по уровню подготовки они в среднем на два года отстают от сверстников в России. Так считает председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев.

Трудности неизбежны

Парламентарии уже направили письмо в Министерство образования и науки, в котором предлагают для привыкания к российской программе детей беженцев использовать методики, уже разработанные для Крыма и Севастополя.
В Нижегородской области в этом году в школу пошли более 800 ребят из Луганска, Донецка и других городов и сел Украины, только в Нижнем Новгороде их 75 человек. Бежали семьи из-под огня спешно, поэтому школьные принадлежности у многих остались дома, и нижегородцы, оказавшиеся рядом, помогали собирать детей на учебу.
А вот хватит ли, действительно, знаний, чтобы продолжить учебу в том или ином классе?
- Мы записались в школу поселка Работки, - рассказывает мама Людмила Скорикова. - Настенька пошла в третий класс, и сегодня с ней работают психологи и педагоги. Вроде бы определили, что девочка сможет учиться по возрасту. Во втором классе по двенадцатибалльной системе набирала 10, а это по-вашему выше четверки. Небольшие трудности будут, я думаю, с русским языком, она путает "ы" и "и", как многие украинцы. Готовиться к школе начинает вторая дочь из этой же семьи, ей шесть лет, и она сейчас в садике, где место уже нашлось.
А если ученик из Луганска и дома учился шаляй-валяй, на шесть баллов всего? В одной из лукояновских школ хватаются за голову: восьмиклассник путается в таблице умножения, неведомую ему историю России сейчас с ним учитель штудирует индивидуально, а по русскому языку он пока на уровне второго класса. Родители при этом настаивают, чтобы сын учился по возрасту, и нанимают репетиторов...
Противоположный пример. Бывший восьмиклассник, поступивший в кадетскую школу, прошел собеседование успешно. Русский сдал на нашу четверку, потому что в семье у него это основной язык, на котором говорят отец и мать. С математикой пришлось пару месяцев попотеть, чтобы изучить русскую терминологию. Директор парнем доволен и считает, что продолжить обучение тот сможет в девятом классе.

Индивидуальный подход

Не все ребята после перенесенного ими стресса обходятся без дополнительных занятий, их организуют сами школьные педагоги.
- Протестировали двоих детей по точным наукам, - говорит учитель математики Ирина Александрова. - Оба сильно отстают от программы, на год и более. Может быть, события на Украине так повлияли на детей, или учились они по данным предметам не слишком хорошо, их нужно подтягивать.
- А мы решили не травмировать ученика, который прибыл к нам со всеми документами и оценками, которые имел на Украине, - говорит Светлана Чимбру, директор 46-й школы. - Начался учебный год, и скоро станет ясно, будет успевать он или нет. Понадобится - организуем ему дополнительные занятия. Это лучше, чем оставлять ребенка на второй год и наносить ему моральную травму.
Вероятно, самое правильное, что применяют нижегородские педагоги по отношению к детям беженцев из Украины, - это принятый в российском образовании индивидуальный подход к ученику.

Вера ЧЕБОТАРЕВА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА

Комментарий

Виктор ШМЕЛЕВ, начальник отдела министерства образования Нижегородской области:
- В каждой школе организована комиссия, которая тестирует ребенка и определяет, какая помощь ему на данный момент нужна. Детей из Украины у нас будет учиться немало, но мест в образовательных учреждениях хватает. Комиссии создаются, чтобы определить уровень знаний, потому что документы есть далеко не у всех. Думаю, что никакой паники быть не может, в школах работают опытные педагоги, и они решат, как поступить с тем или иным ребенком. Главное, чтобы все учились.

Следите за нашими новостями в удобном формате