Расследовать преступления самостоятельно можно, только осторожно
Английские и уэльские полицейские рекомендуют жертвам мелких преступлений самостоятельно расследовать свои дела. Практика показала, что бобби советуют обворованным самим проверять интернет-сайты, где продаются подержанные вещи, или даже отыскивать отпечатки пальцев. Может быть, и у нас ввести такую практику? Ведь, как известно, российских правоохранителей в ходе реформы сократили, а по мелочам наш народ и сам не торопится заявлять в полицейский участок. Не верит, что там отловят преступника.
Не выходя за рамки
- В нашем Уголовно-процессуальном кодексе, действительно, заложены основы сбора доказательств, которые позволяют потерпевшему, наряду с обвиняемым и подозреваемым, затребовать информацию, опрашивать тех или иных лиц с их согласия, - говорит адвокат Сергей Остроумов. - То есть процедура возможности самостоятельного расследования гражданами уже заложена. Правда, об этом наши люди не особо знают, а поэтому и широко не используют. Кроме того, существует предубеждение, что от собранных доказательств следователь отмахнется.
Так как же обычный человек может использовать на практике свои законные права по сбору доказательств? Например, у автовладельца украли машину. Между тем он знает, что на соседнем здании одной из организаций установлена камера видеонаблюдения.
- Хозяин авто может пойти и попросить службу охраны этой организации дать ему отсмотреть запись и, если там будет что-то, что поможет следствию, попросить сделать ему копию, - поясняет наш собеседник. - Правда, этому гражданину могут любезно все показать, а могут и отказать. Но у человека есть возможность обратиться к следователю с ходатайством об истребовании записи. И тогда владельцы видеокамеры уже будут обязаны предоставить запись правоохранительным органам. То есть любые принудительные действия могут выполнять только правоохранительные органы. Но даже если служба охраны без всяких препятствий дала автовладельцу запись, то и в подобном случае оценку этого доказательства по закону может дать только следователь. Вот эти нюансы наши граждане должны понимать.
У нас же как-то принято, что сбором доказательств занимаются адвокаты. Однако Сергей Владимирович констатирует, что, к сожалению, иногда до сих пор судьи и следователи слишком скептически относятся даже к собранным защитниками фактам. То есть в законе подобное прописано, а на практике иногда не выполняется. Правда, в настоящее время ситуация начинает все же исправляться.
Обойдемся без полиции
- Иначе говоря, какие-то функции по расследованию у жертв преступления есть. Но требование полицейских к тем самим расследовать дела, конечно, незаконно. Поскольку есть ряд действий, которые нельзя подменить, они находятся только в компетенции правоохранительных органов. Это также регламентировано законодательством. Есть информация, которую сообщают исключительно стражам порядка. Только у них есть возможность вести допрос, то есть разговор вопреки воли человека. И это абсолютно правильно. В этом случае, если кто-то влезет на эту "территорию", то здесь можно попасть под статью УК "Самоуправство". Тем самым потерпевший, который слишком "разактивничался", фактически сам совершает криминальное деяние. Не знаю, как в Англии, но здесь, в России, всегда можно переступить тонкую грань и стать из жертвы преступником.
Между тем нижегородцы пытаются совершить, говоря словами одного из нынешних телеперсонажей, "следствие, суд и казнь" самостоятельно. Таких случаев немало.
Так, в этом году житель Дзержинска, гражданин К., был признан судом виновным по статье "Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному законом порядку совершение каких-либо действий".
Его хорошая знакомая рассказала, что накануне дала свою банковскую карточку приятелю, чтобы тот рассчитался ею за продукты к их совместному праздничному застолью. Однако прошло пять дней, а кредитку владелице так и не вернули. Вместо того чтобы пойти в милицию, она обратилась за помощью к К.
Тот встретил указанного приятеля на улице и увидел в его руках мобильник. "Помощник" выхватил телефон и заявил, мол, пока карточку не вернет женщине, сотовый будет находиться у него в качестве залога. В довершение "судья" пнул оппонента ногой. Тот побежал в полицию.
По решению настоящего суда гражданин К. получил два года условно.
А вот другая "активная" жертва. В одном из сельских магазинов Тонкинского района добрая продавщица давала жителям деревни продукты в долг.
Одна старушка частенько пользовалась этим, однако вот уже несколько месяцев не отдавала долгов, и за ней числилось пять тысяч рублей. Вместо того, чтобы сообщить местному Анискину, продавщица решила сама забрать деньги.
Она подгадала время, когда почтальон приносит пенсию в семью должницы (пенсию получала дочь-инвалид). В дверь продавщица проскользнула вместе с почтальоном. Дождалась, пока та отсчитает девять с половиной тысяч. Когда почтальон ушла, незваная гостья потребовала отдать долг. Бедные женщины заявили, что могут отдать только две тысячи. И тут продавщица начала кричать и практически выхватила пять тысяч из рук несчастной.
За самоуправство суд оштрафовал работницу торговли на восемь тысяч рублей.
Идите, даже если не верите
- Допустим, у вас неизвестный снял с карточки пять тысяч. Вы в полицию не пошли, размышляя, что из-за такой мелочи там никто не будет напрягаться. Но я твердо убежден, что в подобных случаях нужно писать заявление, - говорит адвокат Остроумов. - Возможно, подобных преступлений совершено достаточно много, а полиция-то про это не знает. Потому что каждый из пострадавших думает так, как вы. В это время преступник наглеет. Если бы все граждане написали заявления, то они были бы систематизированы и проанализированы, что побудило бы полицию заниматься этим делом, предупредить новые преступления, раскрыть старые
- Да, дыма без огня не бывает, и случается, что сотрудники полиции говорят заявителю, дескать, это мелочь, - продолжает правовед. - Но, как адвокат, я могу подтвердить, что сейчас очень усилился контроль за отказными материалами. Полиция даже прибегает к помощи бегущей строки по ТВ, призывая звонить потерпевших от действий того или иного злоумышленника.
Помогать обязаны
- Следователь может попросить потерпевшего помочь в сборе доказательств. Например, это касается детализации телефонных разговоров, - разъясняет преподаватель кафедры уголовного процесса Нижегородской академии МВД РФ, в недавнем прошлом следователь, Юлия Царева. - Если это делает следователь в рамках расследования, то там процедура будет более сложная. Сначала он должен выйти в суд с ходатайством, и уже тот разрешает получить эту детализацию. А вот потерпевшему, у которого украли телефон, в салоне сотовой связи по его желанию бесплатно и быстро предоставят распечатку, и он принесет ее следователю. Достаточно написать заявление с просьбой приобщить ее к материалам уголовного дела. Такая помощь бывает нужна следствию периодически.
Потерпевший выступает на стороне обвинения, он лицо заинтересованное, и взаимодействие его со следователем никаких негативных процессуальных моментов не несет. Он написал заявление, изложил обстоятельства, которые ему известны. И приведенные доводы он обязан подтвердить. В основном это касается предоставления каких-то документов (например, бумаги на похищенное), которые могут иметь значение и помогут изобличить преступника.
- В принципе, это обязанность потерпевшего. Однако мне приходилось сталкиваться с потерпевшими, которые вели себя не вполне адекватно, - продолжает Юлия Царева. - Их действия напоминали поведение подозреваемых и обвиняемых. Написав заявление, они не ходили к следователям, аргументируя это тем, что не верят, что мы что-то найдем. Между тем являться по вызову следователя - это обязанность потерпевшего. Если он добровольно не приходит, то его вызывают повесткой. Если он несколько раз не явился без уважительной причины, тогда мы оформляем через оперативное подразделение его привод. Есть у нас такая мера процессуального принуждения. Но, правда, таких случаев не очень много.
Ольга МАКАРОВА.
Мнения
Им ведь с курением бороться надо
- Если, конечно, не дай бог, случится уж что-то совсем серьезное, например, машину угнали, квартиру обокрали, сильно покалечили и т.д., то тут уж без заявления в полицию не обойтись. А по мелочам их лучше не беспокоить, себе дороже выйдет, потратишь кучу времени, нервов, а результат будет нулевой, - считает житель Советского района Нижнего Новгорода Николай Денисов, который недавно стал жертвой уличного преступника. - Да и чего ребятам статистику портить-то по пустякам. Ну, разбили стекло в машине, стащили магнитолу, сам виноват - носи с собой. Ночью по башке дали, документы-деньги забрали, а не ходи по ночам, дома спи. В мелких случаях надо надеяться не на полицию, а жить по принципу "помоги себе сам". У них и так забот полон рот! Теперь вот с курением на улицах им надо бороться, нагрузка дополнительная, приоритетная, кстати.
- Сейчас в полиции обязаны принять любое заявление, и если дежурный этого не делает, то нужно обратиться к начальнику отдела полиции, - говорит генеральный директор группы охранных юридических компаний "Витязь-НН" Вячеслав Райский. - Сложившийся стереотип, что органы полиции ничего не будут делать, неверный. Другой вопрос, что преступники сейчас действуют все изощреннее и расследование производить тяжело. А сокращение численности полиции в ходе последней реформы в основном сказалось на рядовых, а не на тех, кто занимается расследованием. Так что хочется сказать потерпевшим - обращайтесь в полицию.
- Да, к нам приходят нижегородцы, которые не верят, что в полиции найдут их украденные телефоны или планшеты, - рассказывает один из нижегородских частных детективов. - Но мы такими вещами не занимаемся и все-таки советуем людям идти в полицию. Да, я могу найти телефон. Но за это мне придется везде платить деньги. Судите сами, если телефон стоит двадцать тысяч рублей, а его розыск встанет в тридцать, то какой смысл мне его искать? Полиции это сделать гораздо дешевле. Они проводят элементарные технические мероприятия, а уж если они не найдут, то и я тоже. Только у них это бесплатно. Зачем же брать мне с людей деньги? Когда что-то нужно объяснить полицейским, то мы звоним своим тамошним знакомым, чтобы у людей без проблем приняли заявление, а не посылали их куда подальше. Если искать телефон, то нужно ждать, пока кто-то его подключит, а если его перекодировали, то он не найдется вообще. Ежели вор просто перепродал мобильник, то его пробивают по "имени". Смотрят, какую sim-карту вставили, на кого она оформлена, едут и изымают этот телефон. А когда полиция не хочет этим заниматься, то это уже, наверно, вопрос к прокуратуре.
Между тем
И там не заморачиваются
Представьте, на улицах Парижа у вас выхватили из рук сумку. На ваше счастье, вы замечаете полицейских и бросаетесь к ним, сбивчиво объясняя, что, дескать, вас только что ограбили. "Кто?" - спрашивает полицейский. Кто? Вы не знаете. Тот, кто вырвал у вас сумочку, убежал вон по той улице или благополучно скрылся в толпе, а тот, кто тихонько вытащил у вас кошелек или срезал сумочку, почему-то не оставил своей визитной карточки. Тем не менее вы надеетесь, что полицейские кинутся искать воров. Напрасно надеетесь. Патрульные полицейские воров не ищут, их задача патрулировать. Зато вам вежливо объяснят, как добраться до ближайшего полицейского участка. В участке вы проведете полдня, там большая очередь потерпевших. Настанет ваш черед, вас выслушают, по всем правилам составят жалобу и пожелают приятного времяпрепровождения в Париже. А как же ваш кошелек? Вернее, что вам делать без кошелька, без денег, без кредитных карточек, без паспорта, который был в вашей сумочке? Посоветуют обратиться в консульство своей страны. Все. С кошельком, паспортом, деньгами, кредитными карточками можете распрощаться. Парижская полиция их искать не будет. Она такими глупостями не занимается.
Между прочим, французские полицейские поступают так не потому, что они плохие или равнодушные к чужому горю люди. Просто им хорошо известно, что ваш кошелек или сумочка уже в другом районе города. Сумочки и кошельки еще никто не находил. Правда, с большим трудом, но можно поймать воров. Только зачем ловить, когда их или отобьет разъяренная толпа, или если жуликов и доставят в участок, то все равно через несколько часов отпустят на все четыре стороны.
А как у них?
Расставляют приоритеты
В Великобритании стражей порядка обвиняют в халатном отношении к своим обязанностям. Некоторые полицейские Англии и Уэльса стараются переложить груз расследования на самих жертв. Правда, это касается нетяжких преступлений.
Полицейским ревизорам известен целый ряд случаев, когда блюстители закона не предпринимали никаких усилий для поиска воров, хулиганов или вандалов. Иногда полицейские просили потерпевших самостоятельно проверить записи с камер видеонаблюдения или отыскать отпечатки пальцев.
Также в некоторых случаях в роли следователей выступают обычные полицейские, следящие за общественным порядком.
В Ассоциации офицеров полиции Великобритании оправдывают такое циничное отношение к потерпевшим гражданам тем, что полицейские вынуждены "расставлять приоритеты" в своей работе из-за сокращения штатов. Иными словами, стражам порядка не хватает рук, чтобы расследовать мелкие преступления.