Жертвы преступлений не намерены способствовать досрочному освобождению осужденных

Жертвы преступлений не намерены способствовать досрочному освобождению осужденных

Оказывается, наши граждане, которые стали жертвами преступлений, практически не пользуются своим правом лично повлиять на судьбу виновных. В частности, когда решается вопрос об их условно-досрочном освобождении.

Ворошить прошлое не хотят

Напомним, что о нововведении в российское законодательство, которое обязывает суд учитывать мнение потерпевших при условно-досрочном освобождении (УДО) осужденного, мы рассказывали в материале "На выход - в обмен за долги" (14 февраля этого года).
- За восемь месяцев этого года состоялось 975 заседаний, на которых рассматривались ходатайства об УДО, из них 295 отложено по процедурным причинам в значительной части из-за потерпевших, - констатирует Нижегородский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Юрий Чернов. - Были случаи, когда рассмотрение ходатайства из-за неявки потерпевших растягивалось на несколько месяцев.
По его словам, своим правом решить судьбу осужденного воспользовались только четыре человека. Примерно такая же ситуация и с осужденными в остальных колониях региона, за которыми надзирает смежная прокуратура.
- На моей памяти приезжали только на два судебных заседания, - рассказывает прокурор Сухобезводненской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Антон Котельников. - Хотя особых проблем с розыском потерпевших для отправки им уведомления не возникало.
Между тем, как стало известно, Минюст РФ разработал законопроект, который поможет судам в розыске потерпевших для отправки им уведомлений в подобных случаях. Потерпевший должен будет указать не только адрес своего места жительства, но и адрес электронной почты, список номеров мобильных телефонов. Также он должен будет сообщать о смене места жительства.
По словам Юрия Александровича, большинство из тех, кто игнорирует уведомление о судебном заседании, не желают отвлекаться от своих повседневных дел, опять во все вникать, ворошить прошлое, встречаться с преступником. Да и отдаленность самого суда, где решается вопрос об УДО осужденного, тоже является сдерживающим фактором.

Отказывают все чаще

Но суды и не настаивают на личном участии потерпевшего в судебном заседании, утверждает Антон Котельников. Порой бывает достаточно заявления потерпевшего, в котором приводятся доводы в пользу осужденного или наоборот.
По словам Юрия Чернова, это мнение бывает наиболее важно, когда имеют место родственные отношения или люди проживают по соседству.
- Если осужденный добивается досрочного освобождения, находясь в конфликте с таким потерпевшим, то нельзя исключить последующий рецидив. Но чаще бывает, когда потерпевший - родственник осужденного наоборот просит условно-досрочно освободить оступившегося внука, племянника и берет на себя ответственность за его дальнейшее поведение.
Возражают же против УДО чаще всего пострадавшие в результате особо тяжких преступлений.
В целом, с учетом мнений потерпевших, а также неуплаты ущербов, в Нижегородской области (впрочем, как и в целом по стране) наблюдается снижение числа условно-досрочно освобожденных. Так, в судах с участием Нижегородской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях за восемь месяцев этого года было удовлетворено 353 ходатайства, отказано по 273.

Ольга МАКАРОВА. 

Следите за нашими новостями в удобном формате