Этот известный многим нижегородцам врач, при этом скромный человек, мало кому рассказывал о своем прошлом, считая, что не был героем, просто выполнял то, что положено, что приказывали. А медаль "За победу над Германией", дескать, получил потому, что служил в эти годы в армии.
Начал военфельдшером
Зная, что в августе нынешнего года Виктор Васильевич Каров будет отмечать девяностолетний юбилей, хотела снова встретиться с ним, поговорить о медицине, о новых достижениях современной хирургии, о лечении сердечных недугов. Не успела. В один из солнечных майских дней он, непоседа, не любивший сидеть дома, упал на улице, получил тяжелую травму... Хоронила его, почитай, вся медицинская элита города. Вспоминали, говорили о судьбе врача, посвятившего жизнь людям.
Закончив в начале сороковых фельдшерско-акушерскую школу в Павлове, Каров в войну служил на учебном полигоне военфельдшером. Химзащиту пришлось осваивать наравне с другими: учить названия и свойства химических веществ, принимать участие в учебных тревогах. И лечить солдат, по неосторожности получивших отравления.
После окончания войны его направили в Сибирь, в полк охраны военнопленных - лечить заболевших немецких офицеров. В 1948 году демобилизованный солдат стал студентом Горьковского медицинского института.
Вне конкурса
Военная фельдшерская закалка, умение преодолевать трудности пригодились Карову и в последующей жизни. Ведь хирургия, кроме широких знаний, требует и немалых физических сил, терпения, выносливости. Уже позднее, когда Каров проходил субинтернатуру при кафедре госпитальной хирургии в больнице № 5, его старательность и въедливость заметил профессор Кукош и предложил продолжить обучение в клинической ординатуре.
Преодолев огромный конкурс (семь человек на место), Каров снова засел за учебные пособия. Одновременно вел палату "сердечных" больных, которую ему выделил профессор Валентин Кукош. Но вообще-то занимался больше легочной патологией: и тему для кандидатской диссертации выбрал соответствующую, и защитил ее успешно.
Позднее была подготовлена и защищена докторская, он стал профессором медицинского института (нынешней академии), заслужил множество наград, дважды был лауреатом премии Нижнего Новгорода. Но главной своей удачей в жизни он считал работу с академиком-кардиохирургом Борисом Королевым.
Вслед за Королевым
День 4 января 1955 года Виктор Васильевич помнил до конца жизни:
- На операционном столе лежал мой пациент из Семенова. Сердечные приступы его не поддавались лечению. И вот первая в нашем городе операция на сердце. Оперировал Борис Алексеевич, ему ассистировали два доцента. Я внимательно наблюдал. Все прошло благополучно. Мужчина прожил после этого еще несколько лет и умер от простуды.
Таких случаев в памяти Карова было множество. Очень ценил его и Королев, на его кафедре Виктор Васильевич работал более полувека.
"У Карова особая судьба. Ему присущ ряд качеств, что обеспечили плодотворную работу в течение почти полувека в стенах одной больницы. Он скромный труженик, вместе со всеми делал все, что мог и что умел. Каров - глыбистая, несворачиваемая натура, патриарх сердечной хирургии", - так писал о нем Борис Королев в своих воспоминаниях.
Ослепнув на один глаз, страдая мерцательной аритмией, продолжал преподавать. А когда на кафедре возникла необходимость вести хирургический кружок, он и его взял. Он был предан делу, больным, профессору Королеву - безоговорочно, навсегда.
Хорошие врачи не уходят бесследно. Виктора Васильевича будут с благодарностью вспоминать и чтить студенты, молодые хирурги, бывшие коллеги, тысячи вылеченных им больных. А его дело продолжат ученики и любимые внуки - хирург Владимир и Нина, недавно закончившая клиническую интернатуру.
Валентина АБРАМОВА.