Это заметно, что и выставок изобразительного искусства в Нижнем и области проводится больше, их число растет, и число зрителей, посетивших эти выставки, прибавляется. Если взять выставочные залы и выставочные комплексы нашей области (их шесть плюс выставки Нижегородской организации Союза художников, проходившие на разных площадках), то в 2006 году число выставок увеличилось на 35, а зрителей они "охватили" почти на 85 тысяч больше, чем в 2005 году. Это ли плохо? Наверное, с какой стороны смотретьичто замечать.
1. А работники выставочных залов давно заметили, что их посетили, в общем-то, одни и те же люди. Просто они ходят почти всегда и почти на все выставки. Соответственно суммарное число зрителей остается неизменным или растет, если увеличивается число самих выставок. Впрочем, социологического обследования зрителей наших выставок не проводилось тысячу лет, и сказать что-либо более точное и вразумительное по составу и пристрастиям любителей изобразительного искусства довольно сложно. Хотя чисто практически все понимают: нужны новые подходы, чтобы число зрителей в наших выставочных залах прибавилось.
Блистательная выставка, посвященная Серафиму Саровскому, составленная из множества коллекций, в том числе частных, собрала в залах художественного музея немало зрителей, хотя могла рассчитывать на гораздо большее внимание. Очень интересную экспозицию в Выставочном зале "Российский кремль. Сказанье каменных богатырей" увидело около трех тысяч посетителей. Можно радоваться этому, но для миллионного Нижнего с такими "пригородами", как Дзержинск, Кстово, честно скажем, не очень впечатляющие цифры.
2. Это давно поняли сами художники, потому что последний десяток лет идет большое "переселение" произведений изобразительного искусства из выставочных залов на другие территории. Постоянные и временные экспозиции открываются в вузах, библиотеках, школах, кафе и ресторанах, банках, кинотеатрах, всевозможных офисах и так далее. Процесс этот довольно стихийный, но кое-какие закономерности все-таки отметить можно.
Конечно же, в первую очередь в основе всего этого движения на другие территории не меркантильный интерес, а просветительский момент.
Есть огромное желание людей искусства своим творчеством стать ближе и доступнее как можно более широкому кругу зрителей. В Нижнем существует классический пример такого поступка. Покойный искусствовед Татьяна Емельянова провела сотню, даже больше, выставок нижегородских художников в одной из экспозиционных аудиторий Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского. Между прочим, университет - 25 тысяч сотрудников, половина научного потенциала области. Выставки эти всегда были и ныне окружены вниманием ректората университета, поэтому легко представить себе их влияние на значительную университетскую аудиторию.
3. А влияние это желательно, оно осознается многими сегодняшними педагогами как очень важный фактор в воспитании человека, формировании его нравственности. Директор лицея№165 на Автозаводе Наталья Созинова много сил потратила, созывая к себе в лицей нижегородских художников. Здесь были выставки, здесь формируется коллекция из подарочных и приобретенных лицеем работ нижегородских живописцев и графиков. Причем коллекция не отправляется в запасники, она живет в интерьерах школы - классах, коридорах. Она становится частью восприятия детьми мира. А это, между прочим, значит, что именно эти дети могут через время тоже стать постоянными посетителями выставочных залов.
Чтобы вы лучше представили масштаб лицейского выставочного дела, назову имена художников, которые прописались теперь в лицее: Дмитрий Арсенин - 7 работ, Любовь Воскресенская - 1, Валерий Хазов - 5, Владимир Логинов - 6, Виктор Некрасов - 3, Александр Бутусов - 7, Сергей Квач - 6, Владимир Рогожин - 15, Ольга Пушкарева - 5.
4.Еще один резерв "других территорий" - это, конечно же, офисы и служебные помещения различных крупных фирм, банков. Здесь не все просто, но есть примеры, о которых нельзя молчать. Известный в Нижнем "Гипрогазцентр" постепенно ремонтирует свои служебные помещения, а вместе с ремонтом кабинеты и коридоры заполняются произведениями живописи и графики нижегородских художников. Хотя, если честно, дело не в ремонте. Просто руководители "Гипрогазцентра" оказались необычными людьми. Генеральный директор Александр Пужайло ценит искусство, живопись, среди его сотрудников и помощников нашлись и те, кто любит взять в руки кисть и устроиться у мольберта.
В "Гипрогазцентре" собрали коллекцию работ - их уже свыше ста - нижегородских художников. Большая часть коллекции, как говорится, на виду.
Но более того, проводя ремонт, сотрудники "Гипрогазцентра" предусмотрели такое освещение и всяческие приспособления для подвесок, чтобы коридоры легко превращались в экспозиционные залы.
И стали в них время от времени проводиться выставки, очень серьезно подготовленные и продуманные.
5. Последняя выставка открылась только что - 9-я по счету. Ее представили художники, которые выставляются сегодня только в тандеме - Альбина Гладышева и Борис Кучер, куратор выставки - искусствовед Ирина Маршева.
Экспозиция небольшая, но очень точно отвечающая духу и стилю этих живописцев, близких фольклорно-сказочной стихии и раешным потешкам. Но вообще-то в главном их отличает постоянная приверженность к романтическим и поэтическим настроениям. Эти художники умеют взволновать зрителей и расположить к себе. Альбина Гладышева и Борис Кучер постоянно поддерживают идею "других территорий", поэтому выставочная деятельность, выставочные инициативы "Гипрогазцентра" для них очень близки. Все сходится. Во глубине самой жизни, вдали от традиционных выставочных залов и комплексов сегодня тоже формируются, структуризируются новые зрительские ряды. Это факт, а не только виртуальная реальность.
Досье собирал Александр ПАВЛОВИЧ.