Его знал весь Дахау

Его знал весь Дахау

Сегодня отмечается Международный день освобождения узников фашистских лагерей. Одним из них был и наш земляк Федор Врублевский, который почти всю войну провел в гитлеровских застенках, спасая десятки жизней людей различных национальностей и активно участвуя в интернациональном подполье.
За побег - в концлагерь До войны Федор Иустинович работал в областной клинической больнице имени Семашко врачом-хирургом и одновременно ассистентом в Горьковском мединституте. На фронт был призван в июле 1941 года, а уже 20 сентября взят в плен под Вязьмой, где наши войска и госпитали были окружены немцами.
Первый лагерь, в который его заключили, назывался Эбенроде, в Восточной Пруссии.
Там он заболел тяжелой формой сыпного тифа. Немецкий врач, останавливаясь у его койки, говорил: "Этот завтра умрет!" Но русский врач выжил.
А летом 1942 года, когда Врублевского перевели в лагерь Гогенштейн, он уже сам лечил там военнопленных, больных туберкулезом.
В мае сорок третьего вместе с тремя товарищами бежал из лагеря, сделав подкоп, который рыли по ночам более двух месяцев. Однако их поймали, как и в другой раз, когда Врублевский с товарищами на полном ходу прыгнули с поезда под откос. По немецким законам после двух попыток к бегству пленных отправляли в концлагерь.
В царстве "Мертвой головы" Концлагерь Дахау, расположенный под Мюнхеном, был основан Гитлером в 1933 году для противников его режима и с началом войны превращен в интернациональную тюрьму с 40 тысячами заключенных. Здесь базировалось эсэсовское подразделение "Мертвая голова", обеспечивающее лагеря палачами и изощренными садистами.
Федор попал в каменный мешок с трехметровыми стенами и колючей проволокой под током высокого напряжения. Отсюда не убежишь... Выдали старую полосатую куртку, драные брюки, деревянные колодки на ноги. На куртке возле грудного кармана - красный треугольник с буквой R (русский), а над ним номер. Отныне не было Федора Врублевского, а был заключенный номер 56872.
Вскоре он узнал, что в лагере есть интернациональное подполье, нити которого тянулись в лазарет. Федор познакомился с врачами из лазарета, получал через них лекарства и нелегально лечил больных.
Наконец при содействии друзей он был переведен с тяжелых работ (в каменоломне, на подземных заводах, в упряжке телеги для развозки баланды и т. п. ) на работу при лазарете.
Со временем в Дахау сложился коллектив врачей-единомышленников, связанных с подпольем. Врублевский был среди них. Они вылечивали безнадежно больных, делали сложные операции. О Врублевском и его мастерстве хирурга знали многие в лагере и ценили.
"Кто сказал?" - "Шварцдок!" ("Черный доктор" - так называли Федора за черный цвет волос.) - "А, тогда все в порядке!" В апреле 1945 года комендант лагеря получил телеграмму за подписью Гиммлера: "Лагерь эвакуировать. В случае невозможности - ликвидировать".
Ходили слухи, что лагерь заминирован, стоит нажать кнопку - он взлетит на воздух. В подполье, центром которого был лазарет, началась подготовка к восстанию.
Врублевскому поручили организовать тайник с перевязочными материалами на случай, если понадобится помощь раненым.
Уже стали доноситься звуки канонады: войска союзников приближались. 29 апреля лагерь был наэлектризован до предела. Нависла зловещая тишина. И вот неожиданно ее прервали редкие автоматные очереди, они становились все громче и яростней - за стеной, совсем рядом, разгорелся бой. Захлебнулся последний пулемет на вышке, и все стало тихо.
Двери бараков отворились, и полосатые робы заполнили плац: "СВОБОДА!".
И дым Отечества...
Жарким июльским утром 1945 года пассажирский поезд пересек государственную границу Советского Союза. Наконец Федор Врублевский вернулся домой, в Горький, где его с нетерпением ждали жена, сын и дочка (ныне покойные).
Защитил кандидатскую диссертацию и до 1974 года преподавал в Горьковском медицинском институте на кафедре нормальной анатомии.
После войны были случаи, когда "профессора Врублевского" разыскивали через советское посольство иностранцы - со словами благодарности за спасенную им жизнь в лагере смерти. Такого профессора у нас не знали, потому что Федор Врублевский работал в скромной должности ассистента, имея при этом ученую степень, но не ученое звание. В послевоенное время подозрительно относились к людям, прошедшим заключение в гитлеровских лагерях. Повышения по службе им не полагалось.
В фильме режиссера Персидского "Суровая память" (1963 год), посвященном подвигам подпольщиков в гитлеровских концлагерях, есть кадры и о Врублевском. Режиссер снял их после того, как на съемках в Освенциме группа поляков попросила его рассказать в фильме о "профессоре Врублевском" из Горького, который сумел спасти сотни людей.
Людмила ВРУБЛЕВСКАЯ.

Ц И Ф Р Ы

В Нижегородской области сейчас проживают 691 малолетний и 22 совершеннолетних узника фашизма. Несовершеннолетним узникам концлагерей и гетто областное правительство с 2007 года будет выделять 500 рублей ко Дню Победы и еще 1000 - на оздоровление. Граждане, ставшие инвалидами, каждый месяц получают денежную выплату, которая с 1 апреля увеличилась до 2472 рублей, кроме того, они имеют право на 50-процентную скидку по оплате жилищно-коммунальных услуг. Узники, не имеющие инвалидности, будут получать немного меньше - 1854 рубля в месяц.
А 178-й федеральный закон позволяет несовершеннолетним узникам бесплатно получать необходимые медикаменты и лечиться в санаториях, причем оплату проезда, даже на междугородном транспорте, государство также берет на себя.

Следите за нашими новостями в удобном формате