Валерий ГЕРГИЕВ:

Валерий ГЕРГИЕВ:

" В Нижнем Новгороде побывал VI Московский Пасхальный фестиваль До начала концертов оркестра "Мариинки" в нижегородской филармонии художественный руководитель театра и Пасхального фестиваля Валерий Гергиев пообщался с нижегородскими журналистами.
- Валерий Абисалович, скажите, как вы относитесь к авангардным постановкам классических опер?
- Я отношусь спокойно и стараюсь увидеть в них что-то хорошее. Но, если постановки искажают основной смысл великих произведений прошлого, приходится возражать. Мы не можем остановить процесс: каждое поколение по-своему видит классику. Определить, что такое авангард и где его границы, очень сложно. Просто каждый руководитель должен поддерживать все талантливое и доверять своему вкусу. Мы только что выпустили спектакль "Енуфа" Яначека, его поставил 23-летний режиссер из Москвы. Я считаю, что это моя почетная обязанность - поддерживать ярких представителей "новой волны", давать им почувствовать себя свободными, расправить крылья.
- Расскажите, пожалуйста, как вам удается выбивать из чиновников деньги на Пасхальный фестиваль?
- Я не делю людей на чиновников и не чиновников. Вот с Александром Владимировичем Коноваловым мы много общались - и в Петербурге, и в Москве, и по телефону. У нас было огромное желание привезти фестиваль на Волгу.
Хотелось бы совершить исторический тур - по 8 - 10 городам Поволжья. Мы уже были в Казани, из Нижнего поедем в Самару, Ульяновск, Тольятти - уже неплохо: Как мне кажется, сегодня чиновники думают о том, как украсить, насытить чем-то интересным жизнь миллионов людей. Сегодня невозможно представить себе такие отговорки: "Денег нет, и вообще, не сходите с ума - у нас люди пенсию не получают, а вы о какой-то культуре говорите!" А ведь это звучало 10 - 12 лет назад. И если тогда многие музыканты искали возможность хоть как-то "зацепиться" на Западе и уехать, то сейчас это уже не так. Сейчас я, как правило, встречаю во власти людей, которые болеют за свое дело. Например, Юрий Михайлович Лужков идеей Московского Пасхального фестиваля загорелся моментально, в секунду. В феврале мы с ним разговаривали, а в апреле уже был фестиваль.
- Есть ли какая-то концепция отбора произведений для фестивальной программы, все-таки фестиваль Пасхальный?
- В этом месяце у нас много концертов. И совершенно невозможно повторять в десяти регионах одну программу. Могу сказать, что в ней достаточно велика роль сочинений Игоря Стравинского. Он нам интересен - надеемся, интересен и слушателям. Что до Дебюсси, то он пожил в Петербурге, и влияние на него русской музыки огромно. Мы его считаем частью нашей истории. Такое же отношение у нас к Берлиозу, Вагнеру, Малеру, который, кстати, дирижировал оркестром Мариинского. Но надо всем для нас стоит творчество русских композиторов. Их произведения - 70 процентов всех программ. В то же время нам не хочется забором огораживать полянки: вот русская музыка, и мы сюда никого не пустим. Потому что тогда нам будут отвечать тем же: французы будут играть французскую музыку, немцы - немецкую. Это нелепо.
- Вы организовали Пасхальный фестиваль. А каково ваше личное отношение к религии?
- Мне кажется, любой дирижер, отвечая на этот вопрос, выглядел бы глупо. Если бы он начал говорить: "Я человек набожный" - и так далее. Если человек во что-то верит, это должно быть видно и слышно. Мы призваны не говорить о том, что делаем, а делать. Я пережил трудные времена с Мариинским театром. И вера в то, что мы обязательно выйдем из кризиса, мне помогала. Если хотите, это было моим религиозным убеждением. Если я буду говорить о религии, я буду выглядеть неубедительно. Меня могут спросить, например: "А в какой церкви вы крестились?" Я знаю, где и когда, но говорить об этом не стал бы. Потому что, когда мои коллеги говорят об этом, они мне кажутся неестественными. Мы работаем в творческом поле, где человек не может иметь предубеждение против какой-то религии. Нас интересуют все: молодые и пожилые, верующие и атеисты. Не хотелось бы вносить агрессию и злобу в мир, где и так много тревог. Музыка, как мне кажется, освобождает, очищает, поднимает. Мы в это верим. Это еще одно "религиозное убеждение".
- Валерий Абисалович, оглядываясь назад, о чем вы могли бы сказать: "Это было трудно"?
- Самое трудное - работа с людьми, ответственность за них, ведь в нашем театре две тысячи человек. Например, когда Си-эн-эн на весь мир транслировала арест Горбачева, мы были в Великобритании. И это был непростой момент.
Было понятно, что даже в мощном коллективе многие могут дрогнуть и решат, извините, "тикать". Даже если это будут пять или не дай бог пятьдесят артистов. А они нужны стране! Трудными были 1990-е годы, а в 1998-м театр потерял весь счет в банке: Но я всегда знал: мы со всем сможем справиться, если будем верить, что работаем на великий театр и на великую страну. И это не просто пафосные слова.
Записала Ольга ГОРНОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате