Орел и решка боевого товарищества

Орел и решка боевого товарищества

Вскрывали сейф на берегу озерца возле поселка Северный, что на Автозаводе.
Вскрывали достаточно долго: это дело требует определенных навыков, а они, все трое, вовсе не имели воровского опыта. Впервые идти на дело вообще нелегко. Тем более когда тебе уже под тридцать и всю свою предыдущую, праведную и правильную жизнь находился ты по ЭТУ сторону закона.

Но - такая вот сволочная жизнь, такие обстоятельства. Это как орлянка: подброшенная монета легла таким образом, что у парней не оставалось иного выхода: :Наконец замок сейфа поддался. Дверца распахнулась, и из утробы железного ящика на руки парней хлынул золотой поток. Впоследствии простое перечисление похищенных предметов займет 17 страниц приговора. А на весах украденные ювелирные украшения потянут почти два килограмма: :На ходу срывая с добычи бирки магазина, парни погрузились в автомобиль и тронулись на юг, в сторону Саранска. Как правило, приговоры судов - самое скучное чтение на свете. Акты экспертиз, номера денежных купюр, перечисление похищенного. Показания сторон, изложенные скупейшим деловым языком, еще и высушенным стандартными юридическими формулировками: Однако нет правил без исключений. И приговор по двухэпизодному делу, о котором собираемся мы сегодня рассказать, был составлен по всем правилам художественного произведения: "крутое", увлекательное начало, интрига - не оторвешься, и - постепенное "углубление", раскрытие и характеров, и среды, эти характеры сформировавшей, и - шире - жизненных условий, в которых трое славных молодых парней превратились в преступников. Конечно, меньше всего думал судья Автозаводского райсуда о "художественности", просто так вышло. Вот и мы не станем портить произведение, архитектоника которого кажется нам совершенной: Клондайк на Плотникова Вечером 17 сентября 2004 года к Владимиру Уварову (это имя изменено, остальные - подлинные), начальнику охраны одной из строительных фирм, нежданно-негаданно заявились двое его старых приятелей. Просьба была стара как мир: "Помоги!" Слово за слово - выяснилось, что Дмитрий Ахтемов и Алексей Трифанцов подозреваются в тяжком преступлении.
Адвокат берется вытащить их - но небезвозмездно, причем речь идет о нескольких тысячах долларов США. Взять их негде, занять - не у кого. Что делать? Владимир задумался. Отчураться от непрошеных гостей, сказать, чтобы сами выкарабкивались, как умеют? Это ему и в голову не пришло: ветеран Чечни, окопник, понятия о боевом братстве он имел четкие. А с Дмитрием и Алексеем связывали его отношения соратнические. Когда-то все вместе работали они в охранном предприятии "Правопорядок", кое-что вместе пережили: Ведь война за чистоту городских улиц - все одно война, и не важно, сражаешься ты в составе частной или государственной структуры: До сих пор толком неясно, кому первому пришла в голову мысль "позаимствовать" денежку у "буржуев". Не вполне понятно и то, почему так легко удалась им "операция". То есть из приговора "не вполне понятно": Но если учесть, что торговый центр "Новый век" на улице Плотникова долгое время находился под охраной ЧОП "Правопорядок", "непонятностей" становится меньше.
Ведший это дело следователь автозаводской прокуратуры Александр Быков прямо говорит, что, по его мнению, парни просто использовали свое знание "местности". Это представляется более чем правдоподобным, иначе трудно объяснить то, что кража из магазина, оборудованного всеми мыслимыми и немыслимыми средствами охраны, прошла без сучка без задоринки. И что брать, знали ребята, и где, и сигнализацию отключили сразу же: Общий вес похищенных ювелирных украшений (потом его продадут в Саранске оптом по цене лома) составил, повторим, более полутора килограммов, а стоимость украденного потянула на 871 тысячу рублей с копейками. Теперь на адвоката (скажем, забегая вперед, даже на семерых адвокатов!) ребятам хватало: Игра со смертью За три дня до ограбления Ахтемов и Трифанцов вовсе не думали ни о каких адвокатах. Первый, будучи старшим группы задержания, спокойно патрулировал свой сектор, а второй, незадолго до того сменивший камуфлированный костюм и перманентный "сумасшедший дом" охранной работы на партикулярное платье и более мирные занятия, просто зашел к бывшим коллегам в гости. Вообще маленький зальчик игровых автоматов около станции Счастливая на Автозаводе - место относительно спокойное, хотя и "пьяное". Но пьянчуги, тусующиеся вокруг ряда киосков на Счастливой, сплошь работяги, ни на что сверх хмельного лихачества не способные, а потому относительно безобидные.
Достаточно "безобиден" был и 40-летний Витя Желудков, тоже, кстати, охранник одного из ЧОПов, хотя и не элитного. В тот вечер он слегка подвыпил и зашел поиграть в автоматы. Судя по дальнейшему, сильно пьян он не был; на ногах, по крайней мере, стоял. Возможно, не так твердо, как хотелось бы охраннику, несшему службу в зале, и тот предложил Вите прийти в другой раз. Слово за слово, началась ссора. Даже если верить показаниям охранника, тот первым распустил руки. И - ноги. Потом на суде он скажет, что хотел только "несильно ударить" Желудкова ногою, впрочем обутой в тяжелый ботинок. Желудков в ответ перехватил ногу агрессора, вывернул ее и сделал подсечку. Страж порядка с криком свалился. Впоследствии выяснилось, что в этой короткой схватке он сломал себе ногу.
Все это происходило на глазах подоспевшего на шум Дмитрия Ахтемова и зашедшего в гости Алексея Трифанцова: Естественно, они вмешались: Ахтемову это и по должности было положено: Действуй Дмитрий и Алексей по законам и должностным инструкциям, вызови милицию - оказались бы они кругом правы, а к уголовной ответственности был бы привлечен Желудков. Но о каких законах речь, ежели "наших бьют"! :Двое молодых тренированных парней легко догнали убегавшего в сторону дома "нарушителя спокойствия". Сбили его с ног, отволокли за киоски (впоследствии следы волочения были обнаружены) и, по словам одного из свидетелей: ладно бы, просто избили. Говорят, что даже их коллега, за которого они, собственно, и вступились, закричал им вслед: "Не бейте его! Оставьте в покое!" Какое там: Через некоторое время, утолив жажду мести, Ахтемов и Трифанцов, к немалому своему удивлению, обнаружили, что их жертва не дышит, - и растворились в ночи. В ту же ночь картина преступления прояснилась (на Счастливой и в полночь многолюдно, свидетелей хватило). Убийц начали разыскивать. А через три дня в квартире Владимира Уварова раздался звонок: "Оборотнями" не рождаются: Досказать осталось немногое. Ахтемов, Трифанцов "и примкнувший к ним" Уваров были довольно быстро задержаны, дали признательные показания, пытались уговорить милиционеров дать им написать явку с повинной (не прокатило), а на суде их защищали, повторим, семеро адвокатов. Первые двое обвиняемых были признаны виновными по статье 111, ч. 4 УК РФ ("Причинение тяжких телесных повреждений, повлекших по неосторожности смерть потерпевшего") и 158, ч. 3 ("Кража в крупном размере") и получили по 8 лет "строгача". Уваров, за которого ходатайствовала в том числе и общественная организация "Ветераны чеченского конфликта", отделался четырьмя годами условного срока - собственно почему и имя его мы не озвучиваем. Около месяца назад приговор вступил в законную силу. :Было бы слишком просто в тысячный раз возвысить свой голос против расплодившихся в России ЧОПов, число сотрудников которых уже значительно превышает число "официальных" милиционеров. Тут рассуждать можно долго, да так ни до чего путного и не дорассуждаться. Интересно (и страшно) другое - легкость, с которой трое нормальных, положительных, честных парней становятся преступниками. Ведь до определенной секунды (именно секунды!) все они вели себя правильно и порядочно. Вступились за друга (действительно пострадавшего!) - и это очень по-людски. Задержали пьяного хулигана - это был, помимо прочего, их функционал. И: через пять минут оный хулиган был уже мертв. А через три дня эти честные - еще раз повторим - парни (все женаты, имеют детей, ни один из них не богат) хладнокровно идут уже на "экономическое" преступление, причем квалифицированно и профессионально исполняют его. Тут уже ни о каких смягчающих (не по-юридически - по-человечески!) обстоятельствах речи нет.
Это дело - своеобразная квинтэссенция нашей жизни. Наше общество до сих пор на грани, и от борьбы с преступностью к преступлению может качнуть, выходит, любого. Как этих троих ребят - с заслугами, с милицейским прошлым. И, думается, это дело говорит об "оборотничестве" в правоохранительной системе и вокруг нее больше, чем самые яростные филиппики "правозащитников". Все проще:

Игорь ГРАЧ.

Автор благодарит сотрудников Автозаводской районной прокуратуры и лично заместителя прокурора Автозаводского района Олега Купцова за помощь в подготовке материала.

Следите за нашими новостями в удобном формате