Чем можно пополнить школьные музеи Великой Отечественной войны? В преддверии семидесятилетия Победы в школах, музеях обновляются экспозиции, посвященные событиям Великой Отечественной войны.
Почетное место в них, на мой взгляд, мог бы занять химический карандаш. Тогда его больше называли просто чернильным, потому что на увлажненной поверхности он оставлял чернильный фиолетовый след.
В ту пору не известны у нас были ни фломастеры, ни маркеры. А как было можно отправить посылку на фронт в матерчатом мешке или фанерном ящике без четкой надписи, которая бы не стерлась ни в дальних перевозках, ни в любых перегрузках? А письма с фронта и на фронт? Текст можно написать простым карандашом, но адрес обязательно чернильным.
Необходим был такой карандаш и в очередях, когда приходилось в ожидании отоваривания по хлебным карточкам проводить возле магазинов до полусуток, а то и более. Чтобы знать, кто за кем стоит, на ладошке или тыльной стороне руки чернильным карандашом писали номера.
Их не было в продаже, но люди как-то доставали такие карандаши. Зато и дорожили ими как какой-нибудь драгоценностью. Даже сломанный грифелек не выбрасывали, берегли, чтобы сделать хотя бы капельку чернил, так как специального порошка и фиолетовых таблеток тоже было просто так не купить.
Чернильный карандаш когда-то дал начало моему образованию. В 1944 году я могла поступить в первый класс. Вместе с ребятишками с нашей улицы мы пошли записываться в школу. А учительница сказала, что нужно принести заявление от матери.
Нашей мамы сроду не было дома, она то в деревню с менкой уходила, чтобы добыть немножко картошки для голодной семьи, то рыскала по полям и лугам, собирая щавель, дикий лук.
Зато дома была эвакуированная из блокадного Ленинграда квартирантка тетя Женя. Среди немногочисленных пожитков, которые сумела увезти по ледовой Дороге жизни, была у нее тетрадка и остаток химического карандаша. Их она берегла как зеницу ока, чтобы писать письма мужу и двум сыновьям на фронт.
Вот она и выручила плачущую девчонку, которой уж очень хотелось в школу.
Она вырвала из тетрадки листочек и от маминого имени чернильным карандашом написала заявление. Она обмакивала палец в кружку с водой, смачивала строчки и выводила красивые жирные буквы.
Свой собственный химический карандаш у меня появился, лишь когда дядя приехал с войны, навестил наш дом и раздал подарки.
Я бы сама отнесла такой экспонат в музей, только не знаю, где добыть его. Может, у кого-то сохранился?
Валентина АБРАМОВА. Фото Сергея АНАШКЕВИЧА.
ОТ РЕДАКЦИИ. Карандаши можно приносить в "Нижегородские новости". Редакция передаст их автору письма, а далее - в школьные музеи.