Русский быт в одном котле

Русский быт в одном котле

"Горько!-2". Россия, 2014. Режиссер Жора Крыжовников. В ролях: Сергей Светлаков, Юлия Александрова, Егор Корешков, Ян Цапник, Елена Валюшкина, Василий Кортуков, Юлия Стадник, Александр Робак, Сергей Лавыгин.

Опять несладко…

В хибаре у моря - вся родня в сборе. Знакомые всё лица - на свадьбе же с ними гуляли! То есть виделись в первой части комедии, ставшей рекордсменом российского проката. Что забыли в доме бедных родственников богатые предки молодой жены - выяснится позже. А покамест они садятся в машину и попадают под обстрел - на Бориса Ивановича совершено покушение!
Он притворяется мертвым и, лежа в гробике, уже расписывает сценарий безопасных для жизни похорон… Но тут откуда ни возьмись является его сослуживец Витька Каравай - точно такой же ухарь, как он сам, только еще крупнее и наглее, и решает закатить другу настоящие похороны - с Кубанским казачьим хором, ротой десантников, Сергеем Светлаковым и курганом до небес. С появлением боевого товарища все весело и быстро летит под откос, и черный юмор начинает играть всеми цветами радуги.
Второй фильм, как ни удивительно, интересней первого. Тут докручено до упора все, что только набирало обороты в первой части. Но без первого фильма изрядная доля шуток будет потеряна для зрителя.
"Горько!" - это не только винегрет из колоритных типажей (кто забудет невозмутимого отца жениха в черных очках, который всем рассказывает про рыбацкие блесна ручной работы, или вечно пьяного дядю-пиромана?). Каждый персонаж вроде бы жизненный и наверняка вам где-нибудь встречался, но концентрация этих чудаков на одном квадратном метре экрана такая, что хватит на несколько жизней. Это целый котел русского быта, каким его видит режиссер Жора Крыжовников.

От Дарт Вейдера до Гайдая

Россия у него - пространство стертых границ. Здесь не только от любви до ненависти один шаг, но и от свадьбы до похорон, с того света на этот, от комедии до трагедии, от богатства до нищеты, от простонародья до богемы, от чиновника до уголовника, от "все схвачено" до "все пропало", от реальности до кино.
Здесь никто никого не любит и никто никому не верит, но одновременно все любят всех и доверяют кому угодно. Можно перевернуть весь мир вверх дном, а потом, стоя на коленях, попросить прощения, взяться за руки и сесть в одну лодку. Легковерность и легкомыслие - они и губительные, и спасительные. Нет ничего постоянного, все вокруг спонтанность, все в любой момент готовы развернуться на 180 градусов. Тут вы не найдете ни чувства меры, ни чувства стиля, но в этом бардаке свой порядок. Непрерывные "качели" и диссонансы - они и есть русская стабильность и гармония. Как все было, так и будет, а между прошлым и будущим - кавардак и балаган. Зато жизнь продолжается, и все несчастливы и счастливы одновременно.
Единственная устойчивая категория в фильме - это любовь режиссера к кинематографу. Она выражается и в качестве режиссерской работы, и в обилии смешных ссылок на кино всех времен, народов и жанров - от "Кин-дза-дзы" до "Звездных войн", от Кустурицы до Гайдая.

Ольга ГОРНОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате