Вчера в университете им. Н.И. Лобачевского собрались преподаватели экономики на выездное заседание учебнометодического объединения УМО), связанное необходимостью введения образовательных стандартов нового поколения. Участники совещания представляли российских вузов городов от Питера Владивостока.
К 2010 году все российские вузы должны перейти на двухуровневую систему подготовки "бакалавр-магистр".
Это делается в рамках международного Болонского процесса, суть которого привести высшее образования разных стран к единому знаменателю.
Вторую причину обрисовал главный докладчик совещания консультант отдела высшего образования департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ Алексей Свистунов.
Его фраза "сложившаяся система образования не в полной мере соответствует потребностям нынешнего рынка труда" означает, что вузы готовят не совсем тех специалистов, которые сегодня нужны на рынке, и учат, мягко говоря, не тому, что нужно.
Двухуровневая система образования будет внедрена повсеместно лишь через пять-шесть лет, то есть студенты, которые в данный момент уже получают высшее образование, и абитуриенты, которые только станут студентами в 2007 году, будут учиться по старой схеме. А за это время ученым мужам вместе с работодателями и законодателями предстоит решить, чему и как учить будущих специалистов.
Законопроект о переходе на двухуровневую систему уже внесен в Госдуму. Однако Министерство образования выпустило специальный приказ, который поощряет переход на новую систему уже сегодня.
Александра МАХЛИНА.
К О М М Е Н Т А Р И Й
Роман СТРОНГИН, ректор ННГУ:
- Переход на систему "бакалавр-магистр" - это общемировая тенденция.
Просто наша страна беднее, и у нас этот процесс проходит острее. В этой системе есть свое рациональное зерно. Сегодня высшее образование стало массовым во всем мире. Смотрите, раньше 250 человек сварщиков варили корпуса, сейчас их заменили два сварочных аппарата, которые обслуживают два человека. Но это уже не те сварщики! Формально они рабочие, а по сути - инженеры. Другой пример - прокатный стан. Сейчас никто рычаги не дергает, все делает компьютер, и нужно с ним уметь управляться. Получается, то, что вчера называлось "рабочая профессия", сегодня это бакалавр. Такой человек и общей культурой владеет, и в чертежах разбирается. Пусть он никаких теорем не доказал и ничего не открыл, от него это не требуется. Этим магистры должны заниматься. Правда, есть одна опасность, так уже было при Хрущеве - давайте везде и всюду сажать кукурузу. Так вот, везде и всюду не нужно. На севере Нижегородской области, как ни старайся, она не вырастет.
Как ко всему новому, к новой системе нужно подходить с умом.