Двенадцать тысяч горьких почему

Двенадцать тысяч горьких почему

Девочку взяли в приемную семью хорошие люди. Вроде бы факт положительный. Но, прожив там недолго, она ушла обратно в детдом, потому что не сумела включиться в общую семейную работу - мытье посуды, уборку комнаты. Привыкшая жить на всем готовом, она не смогла адаптироваться к обычным делам обычной семьи:

Этот пример среди десятков других прозвучал диссонансом на "круглом столе", который провела комиссия при губернаторе Нижегородской области по правам человека и содействию развитию институтов гражданского общества. Разговор был посвящен важнейшей теме "Развитие семейных форм устройства детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Нижегородской области". Присутствовали на ней многие руководители областных департаментов, представители общественных организаций, центров социальной помощи семье и другие люди, не первый год занимающиеся подготовкой важнейших программ, связанных с помощью детям-сиротам, как настоящим, так и социальным, у кого родители лишены прав.
Множество форм воспитания осиротевших ребятишек существует в России и, в частности, у нас. По некоторым показателям мы даже опережаем другие регионы, в частности по патронату, по шефству над детьми, которое берут жители близлежащих к детдому деревень. У нас работает программа "Дети-сироты", есть и другие, по которым многое делается. Но каждый раз, называя цифры, перечисляя сделанное, растущие пособия, помощь благотворителей, чувствуем, что это только вершина айсберга, незначительная часть проблем, существующих в обществе во взаимоотношениях взрослого и ребенка.
И пропасть в некоторых аспектах растет. Об этом горячо и эмоционально говорила заместитель директора департамента образования Нижегородской области Елена Родионова. Трудности жизни усыновленного, взятого в чужую семью, и проблемы нового родителя. Кто, кроме специалистов образования и соцзащиты, изучает их и старается помочь? Есть такие люди, но их пока немного, например те, о которых говорили директор региональной общественной организации "Дзержинский правозащитный центр" Эмма Фельдштейн, специалист по охране детства управления образования администрации Княгининского района Наталья Куренкова, директор областного центра помощи семье и детям "Журавушка" Елена Лузина, начальник управления социальной политики семьи и детей департамента соцзащиты области Надежда Отделкина.
Массовой работы, как и массового движения в помощь детям, пока нет, как и нет до сих пор в Нижегородской области, например, уполномоченного по правам ребенка, специального департамента в структуре власти, зато в Международной конвенции по правам детей говорится, что у ребенка есть непреложное право: воспитываться в семье. Кто это право ему может сейчас обеспечить?
Вместе с ростом устройства в детей семьи продолжается и быстрый рост числа "ненужных", брошенных, оставленных нерадивыми и больными алкоголизмом так называемыми родителями.
Устаревшие федеральные законы являются препонами к усыновлению. Усыновителям государство не помогает материально, и эта важнейшая форма устройства детей в семьи становится не главной.
Громкий пример: целых два года приемная семья не могла получить нужный статус, это говорит и о продолжающейся нерасторопности иных служб в вопросах, требующих незамедлительного решения. В детских больницах месяцами и годами живут одинокие ребятишки, которым не хватает мест в детдомах и приютах. Кто думает о них в администрациях районов?
Несколько раз на "круглом столе" прозвучало утверждение, что, как бы ни бились, в ближайшие годы обойтись без детских домов область не сможет, слишком велико количество бросаемых и слишком низок уровень нравственной культуры населения. Далеко не все, кто и хотел бы, по-настоящему готовы принять чужого ребенка и не раскаяться, суметь дать ему то, чего так не хватает сироте: любовь, защиту, уверенность в завтрашнем дне.
Участники встречи выработали ряд предложений, одно из которых - еще раз рассмотреть подробно правовые акты, касающиеся прав детей, добавить в них то, чего требует жизнь. Сошлись в одном: ничто не заменит ребенку семью, и усыновление должно оставаться основной и главной формой жизнеустройства маленького человека. И уже не впервые было сказано: всегда и везде взрослые отдают детям все самое лучшее, почему же на их жизнеустройство по-прежнему кому-то так жалко денег и любви?
Вера ЧЕБОТАРЕВА.

Ц И Ф Р Ы

В Нижегородской области выявлено 12 375 сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2042 ребенка находятся в детских домах.
955 детей живут в школах-интернатах.
385 - в домах ребенка.
1570 детей содержит система профтехобразования, где они учатся и живут в общежитиях.
300 - в социально-реабилитационных центрах системы соцзащиты.
В Нижегородской области 72 государственных учреждения для детей-сирот: 55 детдомов, 8 школ-интернатов, 3 детдома для детей- инвалидов, 6 домов ребенка.
В системе опеки и попечительства воспитываются 7860 детей, 98 - в приемных семьях, 9 под патронатом. Самая непопулярная на сегодняшний день форма усыновление.
Пособие за опеку и попечительство - от 4 до 5 тысяч рублей за ребенка, в зависимости от его возраста.

Следите за нашими новостями в удобном формате