Обычные школы станут доступными для детей-инвалидов

Обычные школы станут доступными для детей-инвалидов

С декабря во всех образовательных учреждениях начинают внедряться новые стандарты для образования детей с особенностями развития.

Предложения приняли

Жители Верхних Печер и других новых микрорайонов Нижнего Новгорода не могут пожаловаться на свои школы. Для детей строятся современные здания, даже с бассейнами, спортзалами, площадками, кабинетами. Только вот пойти туда на урок хорошистка-семиклассница Катя Жирнова не может. Среда для нее недоступная.
- Мы надомницы, хотя учится дочка неплохо, - говорит мама Кати - Светлана. - Учителя приходят к нам домой, встречаются дистанционно. Ребенок ограничен в движении и по лестнице в школе не поднимется. У Катюши ДЦП.
Семья не жалуется, здесь рады, что девочку вообще приняли в обычную, а не коррекционную школу, и это для школы всего второй ученик с параличом. Там готовятся многое перестроить для того, чтобы детям-инвалидам было комфортно. Но ведь придется перестраивать и туалеты, и столовую, по идее нужны подъемники, лифты и на все это нужны средства и время.
Стандарты образования для инвалидов обсуждаются не первый день, и сейчас правительство уже определилось в том, к чему стоит стремиться. Нижегородское сообщество родителей таких ребят выступило с множеством предложений, многие из которых приняты. Министерством образования и науки РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов Федерации в настоящее время реализуется программа "Доступная среда", направленная в первую очередь на создание условий получения качественного и доступного образования обучающихся.

Жизненная компетенция

Особенности у больных ребят разные. Кто-то страдает диабетом или эпилепсией, и ему в школе просто необходимы врачи, в том числе диетологи. Другой скован в движении, как Катя, и нужны приспособления на партах и лестницах. Третий вообще не может обойтись без помощника… На основе образовательного стандарта создаются четыре специализированные программы. Их содержание выстроено согласно принципиально новой логике, в которой каждая область образования включает 2 взаимодополняющих компонента - академической и жизненной компетенции. К декабрю, как обещают, будет разработан план поэтапного внедрения стандартов.
До мая 2015 года должны быть готовы программы переподготовки и повышения квалификации педагогов, работающих с такими детьми. Это, кстати, одно из наипервейших пожеланий нижегородских родителей, которые озвучивались не один раз на всех уровнях.
- Учителя и школьные медики должны знать особенности детей, чтобы оказать им правильную помощь и поддержку, - говорит руководитель общества "Верас" Людмила Веко.
Региональным органам управления образования, в свою очередь, рекомендовано принять меры по разработке аналогичных программ на своем уровне. В образовательных организациях должны быть созданы необходимые условия, в том числе для обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития, сохранения и совершенствования деятельности отдельных образовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным основным образовательным программам.

Вера ЧЕБОТАРЕВА. Фото shkola.ua.

Цифры

На 1 сентября 2014 года в Нижегородской области функционирует 39 специальных (коррекционных) общеобразовательных школ-интернатов, в которых обучаются 5678 учащихся. Сегодня дети-инвалиды из 45 муниципальных районов и городских округов области получают образовательные услуги в форме дистанционного обучения.

Кстати

Рособрнадзору поручено совместно с департаментом государственной политики в сфере общего образования обеспечить проведение в 2015 году государственной итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, школьников, находящихся на длительном стационарном лечении в медицинских организациях с учетом особых потребностей и в условиях, не ухудшающих их функциональные возможности.

Между тем

Как сообщил начальник отдела общего и дошкольного образования минобразования Виктор Шмелев, с 2011 года Нижегородская область участвует в реализации государственной программы "Доступная среда" по созданию сети базовых образовательных учреждений. За период реализации программы в регионе создано 117 базовых общеобразовательных организаций, реализующих программы общего образования, обеспечивающих условия для инклюзивного образования детей-инвалидов.
В 2014 году на реализацию мероприятий программы предусмотрено 37 786, 2 тыс. рублей из федерального и 16 194, 1 тыс. рублей из местного бюджета. В 2015 году в реализации государственной программы примут участие еще 55 общеобразовательных организаций Нижегородской области.

Следите за нашими новостями в удобном формате