Небоскребная дань

При номинальной стоимости билетов в американских музеях от 15 долларов есть неписаная установка "заплатите, сколько сможете". Однако оказалось, что выставки можно посещать бесплатно: по удостоверению "Нижегородских новостей". Практически все музеи Нью-Йорка предоставляют журналистам свободный вход. Наверное, потому, что понимают цену пропаганды. Зато при каждой галерее, при каждом музее непременно работает превосходный магазин, так что все, сэкономленное на билетах, все равно попадет в музейную кассу, будучи потрачено на книги и сувениры.
Ежегодно один процент от средств, вкладываемых в строительство небоскребов в Нью-Йорке, идет на гармонизацию городской среды. Это муниципальная программа "Процент на искусство". Благодаря ей за минувшие двадцать пять лет в Нью-Йорке появилось немало симпатичной мозаики и скульптур, а метро, отнюдь не шикарное и вовсе не прекрасное (как, например, в Москве), украсилось бронзой и стеклом, мозаичными панно и микс-медиа.
"Чем больше искусства, тем лучше!". Нью-Йорк, столица современного искусства, способен повергнуть в шок богатейшим, предельно широким "культурным ассортиментом". Музеи процветают, проекты щедро финансируются, художники не жалуются, туристы в восторге.
Денежки любят счет Культура в Нью-Йорке финансируется достаточно интересно.
В июне (именно с этого месяца в США начинается финансовый год) практически все организации культуры получат финансирование на конкурсной основе. В этом году город выделил "на культуру" примерно 30 миллионов долларов. Департамент будет строго следить за тем, как расходуются полученные деньги, а в конце финансового года потребует отчет. Еще есть 34 учреждения, брендовых для Нью-Йорка и "железно" включенных в городской бюджет (среди таковых, например, Зоопарк и музей Метрополитан), но даже они финансируются из бюджета не более чем на 50 процентов. И потому очень приветствуется самостоятельное зарабатывание денег: входные билеты, фандрайзинг, привлечение меценатов.
Привлечение меценатов: Как в Нью-Йорке доказывают бизнесу коммерческую привлекательность культуры? Очень просто. Мэр города (как уже было сказано, миллиардер), крайне популярный в коммерческих кругах, принимает участие в огромном количестве открытий культурных мероприятий, и это является безусловным сигналом для финансистов.
Кстати, культура, по крайней мере в Нью-Йорке, прибыльна. По информации департамента культуры, ежегодно некоммерческие учреждения культуры зарабатывают более пяти миллиардов долларов.
Каждый сам менеджер своего счастья А как живут частные музеи?
Судя по всему, очень неплохо вне зависимости от бюджетных "милостей".
Так, знаменитый Музей современного искусства получает государственную поддержку: равную одному проценту бюджета.
Остальные девяносто девять он, как и многие-многие музеи, зарабатывает сам, для чего в штате музея существует очень большой отдел по привлечению средств, и его специалисты трудятся не покладая рук.
Множество "хитов" (великолепные коллекции Малевича, Кандинского и Клее, уорхоловские банки с супом "Кэмпбелл", "Звездная ночь" Ван Гога, "Красная студия" Матисса, "Ла Гулю в Мулен Руж" Тулуз-Лотрека, "Brodway Boogie Woogie" Мондриана и прочая и прочая) безусловно привлекают ценителей искусства со всего мира.
Собственно способы эксплуатации музейных богатств отличаются крайним разнообразием: постоянно организуются новые выставки (информация о которых - на всякий случай, туристов-то в Нью-Йорке миллионы! - рассылается во все уголки земного шара) и практикуются нетрадиционные мероприятия, как то: проекция фильмов на фасад музея.
Искусство на продажу В дни пребывания группы российских арт-критиков в Нью-Йорке состоялось открытие Armory Art Fair - Международной ярмарки современного искусства, которая во время оно начиналась со скандальных инсталляций Дюшана. На огромных пространствах павильона, расположенного на одном из пирсов Гудзонского залива, тысячи мини-экспозиций, в лабиринтах которых снуют арт-дилеры, журналисты и художники и, говорят, цены выражаются в пяти- шестизначных суммах. Впрочем, теперь скандального мало, революционного - тоже. Armory Show вряд ли сильно удивило бы нижегородцев: многое из представленного на крупнейшей ярмарке искусств так или иначе уже бывало в Нижнем Новгороде в рамках проектов ГЦСИ.
Отдельным удовольствием стало посещение арт-галерей в районе Челси, на что ушел целый день. В свое время прибрежные кварталы на юго-востоке Манхэттена были застроены складскими помещениями. Когда склады потеряли актуальность, их в массовом количестве стали выкупать арт-менеджеры и сами художники, так что ныне Челси - место, где расположены сотни как бы арт-салонов. Некоторые из них можно посещать в режиме свободного доступа, а кое-где - даже фотографировать. Как вы понимаете, в них представлено также "новое искусство", иногда забавное, но по большей части отличающееся крайней серьезностью.
Были там, в частности, апартаменты, заполненные землей, мебель из цельного куска мрамора, имитирующего дешевый пластик, и: километр - толстый, блестящий латунный пруток, разделенный на двухметровые отрезки и аккуратно выложенный на полу.
Чиновники работают на художников Работники нью-йоркского департамента сидят в нескольких огромных залах, условно разделенных офисными перегородками.
Никаких кабинетов и приемных с секретарями, никаких "закрытых дверей". В городе проповедуется политика максимальной доступности чиновников горожанам, да и сам мэр, миллиардер Майкл Блумберг, отнюдь не прячется за спиной у секретарей.
Наша собеседница - Сара Рутковски, руководитель департамента культуры по связям с общественностью.
- Наша задача - обеспечить финансирование некоммерческих проектов, а также рекламу и продвижение нью-йоркских артистов и художников. Мы считаем это важным компонентом туристической индустрии.
Внимание чиновников к выставкам и проектам понятно: ежегодно их посещает около 25 миллионов туристов плюс местное население.
В соответствии со сказанным департамент культуры реализует ряд программ. Так, одна из них, "Материалы для искусства", обеспечивает расходными материалами (например, краской) почти полторы тысячи некоммерческих организаций и множество школ, по сути, занимается перераспределением ресурсов, почему-либо непригодных для бизнеса, но нужных художникам, и только в прошлом году таких ресурсов было собрано более 760 тонн.
Как культура меняет лицо города Чиновники из "города желтого дьявола" считают культуру одним из секторов городской экономики и, поддерживая все возможные "точки роста", мотивируют свою заинтересованность в культуре достаточно прозаически.
- Для того чтобы город жил веселой и насыщенной жизнью, необходимо поддерживать культуру и инвестировать в нее - точно так же, как для снижения преступности на улицах нужно финансировать полицию, - рассказала Сара Рутковски. - Конечно, музей Метрополитан привлекает гораздо больше посетителей, чем танцевальный ансамбль из Бронкса, но и ансамбль очень значителен для нас, потому что работает с населением и создает культурный климат в районе, имеет крайне важный, трансформирующий эффект.
Например, еще 40 лет назад Сохо был страшным местом эмигрантской преступности, и ни один нормальный человек туда ни за что не пошел бы. Движение к лучшему началось от художников, которые сконцентрировались в самом дешевом районе города по причине бедности, мало-помалу они отстроили здания, открыли ресторанчики, школы... и район возродился.
Мария ФЕДОТОВА.
Нью-Йорк - Нижний Новгород.

История

Нью-Йорк - самая молодая музейная столица мира: когда местные меценаты разбогатели настолько, чтобы собирать исторические реликвии и произведения искусства, лучшие коллекции мира уже были сформированы. Прошедшие с тех пор сто с небольшим лет Нью-Йорк посвятил тому, что, не жалея денег, скупал все подряд: гобелены, гравюры, золото инков. Гремевшие в Старом Свете войны и революции лишь поспособствовали притоку шедевров на берега Ист-Ривер. С искусством ХХ века было еще проще: самые интересные работы направлялись на Манхэттен прямиком из мастерских, которые с сороковых годов нередко располагались там же, на острове.

Факт

Недавно из Нью-Йорка вернулась делегация российских арт-критиков (в их числе и автор этой публикации). Поездка была учебной, отличалась крайне плотным расписанием и была организована CEC ArtsLink, появившейся во время "холодной войны" и по сей день занимающейся "культурными" обменами и стажировками.
Эта негосударственная организация была создана для того, чтобы граждане двух великих держав, Америки и СССР, могли лучше узнать друг друга и подружиться. Если иметь в виду недавние (правда, сразу же взятые обратно) заявления американской стороны о России как о потенциальном противнике и, как следствие, якобы едва не начавшуюся вновь гонку вооружений, то поездка группы журналистов в Мекку современного искусства (Нью-Йорк) отнюдь не потеряла миротворческой актуальности.

Следите за нашими новостями в удобном формате