В семье нижегородцев Котельниковых большая радость. Более семидесяти лет сначала мать, потом подросшие дети искали Василия Ивановича Котельникова, без вести пропавшего отца и деда. И вот наконец прояснилась судьба фронтовика.
Скончался от ран
На одном из сайтов поисковых отрядов молодежь обнаружила фотографию памятника на братской могиле погибшим от ранений в госпитале Калужской области. Список имен содержал фамилию и инициалы их деда. Прояснить ситуацию помогли ребята из поискового отряда, связавшиеся с военкоматом и больницей, где в войну находился госпиталь.
Бывший работник колхоза, счетовод, а далее солдат Великой Отечественной Василий Котельников скончался от ран летом 1942 года.
Василий ушел на фронт в самом начале войны из совхоза "Память Парижской Коммуны" Краснооктябрьского, а ранее Салганского района. Ушел и не вернулся, оставив жену ждать и верить до самого последнего дня жизни.
О без вести пропавших в советские времена говорили мало. Все эти годы Котельниковы жили с отметиной "дети без вести пропавшего", хотя сама по себе неопределенность в судьбе родного человека - это большое горе. Так и ушла из жизни любящая супруга, свято верившая в то, что муж погиб достойно, не струсил, не сбежал с поля битвы, защищая Родину. Да как докажешь, когда подросшие дети ежегодно должны были подтверждать там, где работали - на оборонном предприятии города Горького в "первом отделе" (были такие на предприятиях службы), что отец не прислал письмо, не объявился где-нибудь или не попытался встретиться с родней. Горько, обидно было, особенно в День Победы 9 Мая. Фронтовик их семьи, их гордость, получалось, что в списках героев не значился…
И вот теперь честное имя восстановлено и через семь с лишним десятилетий внуки собираются ехать в Калугу на могилу деда. Несмотря на преклонный возраст, решили поехать и дети - Вера, Надежда, Иван Васильевичи.
Священные поляны
Все ли родственники погибших от ранений в госпиталях знают о судьбе своих близких? В ходе поисков выяснилось, что далеко не все. Есть свидетельства, что в Горьком на кладбище "Марьина роща" есть захоронения безымянных солдат. Зимой военных лет санитары просили тех, кто хоронит умерших близких, принять тела погибших в госпиталях раненых в свою могилу: копать было некому, и времени не было. Тех бойцов уже не поднять, поэтому на это кладбище часто приходят те, кто так и не дождался близких с фронта.
Садоводы товариществ, что вблизи областной психиатрической больницы в поселке Ляхово Приокского района Нижнего Новгорода, хорошо знают о "священной поляне", мимо которой нужно проходить молча, так как там, как рассказывают, было захоронение погибших в Ляховском госпитале военнослужащих.
Существует ли учет мест захоронений солдат Великой Отечественной в военных комиссариатах, призывавших их на военную службу? Из поселка Работник Краснооктябрьского района, как выясняли Котельниковы, были мобилизованы в годы войны 34 человека. Пятеро из них остались живы, на семерых поступили похоронки. И двадцать два солдата пропали без вести! Из этих двадцати двух двоих, включая Василия Ивановича, нашли как погибших от ран в госпиталях.
В отделе пенсионного обеспечения военнослужащих нам объяснили, что по своему статусу комиссариаты не наделены такими полномочиями, денег на ведение поисковых работ нет. На многочисленные обращения граждан о своих родственниках, пропавших без вести, и в военкомате, и в больницах, в частности в Ляхове, вынуждены отвечать отказом. Никакими архивами там не располагают.
На территории больницы в Ляхове есть памятник, поставленный на братской могиле. На четырехгранной игле-стеле написаны 79 имен бойцов, умерших от ран в госпитале за время войны. Думается, их было значительно больше, умерших как безымянные, безадресные, не успевших рассказать о себе и захороненных на скорую руку без извещения родным. Госпиталей в Горьком было немало, почитай в каждой школе. Наверное, подключиться к работе могли бы школьники, раскопав истории госпиталей, которые находились на их территории. Искать и не отчаиваться советует семья героя Котельникова.
Вера ХРОЛОВИЧ, Вера ЧЕБОТАРЕВА.