Творение внеземных цивилизаций на нижегородской сцене

Творение внеземных цивилизаций на нижегородской сцене

- Поначалу эту идею я воспринял без бурных аплодисментов. Дело в том, что я нахожусь в том возрасте, когда хочется уже что-то оставлять в истории, а произведение искусства на экологическую тему - это очень трудный проект и вообще разовая акция. Но когда мы встретились с Владимиром Николаевичем и он рассказал о том, что они с Валентином Ефремовым сделали - а это подвиг, внесенный в Книгу рекордов Гиннесса, - когда я во все это стал вникать, то сказал: "Да. Пусть на один раз, но мы это сделаем. Я в этом участвую".

Спасение легенды

Так Гедиминас Таранда, заслуженный деятель искусств РФ, руководитель театра "Имперский Русский балет", рассказывает о рождении первого в России экобалета "Полет над легендой". Шедевр от именитого хореографа Май-Эстер Мурдмаа на музыку Филипа Гласса был недавно показан в Нижегородской опере в исполнении артистов "Имперского Русского балета".
Один из первых показов состоялся на этой сцене совершенно не случайно: ведь балет "про Байкал" состоялся благодаря двум всемирно известным нижегородцам. Подобно тому, как четыреста лет назад наши земляки спасали государство Российское, сейчас уроженцы Нижегородчины внесли огромный вклад в спасение одного из главных символов страны - озера Байкал.
Мало того что поэт, председатель Всероссийского общественного движения "Возвращение к истокам", почетный гражданин Нижегородской области Владимир Исайчев написал либретто к уникальному балету. Вместе со знаменитым путешественником, тоже нижегородцем, Валентином Ефремовым они сделали то, что не удавалось никому в мире - на воздушном шаре "Святая Русь" перелетели через Байкал (и, как побочный эффект, попали в Книгу рекордов Гиннесса). Это свершение вкупе с активной общественной деятельностью вызвало большой резонанс, на волне которого был наконец-то закрыт Байкальский бумкомбинат и отменено решение о строительстве нефтепровода вдоль берега озера…
Рассказывает Валентин ЕФРЕМОВ:
- Байкал - место уникальное. Озеро представляет собой огромную призму, и в высокой точке над озером находится энергетический фокус. Примерно как раз через него мы и пролетали - над самым сердцем Байкала, где на стыке тектонических плит происходит постоянный энергоинформационный выплеск... Первые несколько часов мы летели на крыльях сармы (самого сильного байкальского ветра. - М. Ф.), а потом попали в зону турбулентности, и оболочку шара начало сжимать. Тут было два варианта - падать камнем или прибавлять горячего воздуха. Мы выбрали второе и взмыли на высоту около шести километров. И увидели практически все озеро целиком! С этой высоты мы обратились к батюшке-Байкалу и Великому Духу и принесли им подношения - нижегородскую землю, сартаковскую воду. И нам открылась великая тайна: Байкал был создан искусственно великой расой гиперборейцев…
А потом у самого берега ветра подхватили нас и понесли дальше. Да, мы сумели перелететь священное море, но впереди еще было море зеленой тайги, а посадка на нее - гибель с вероятностью 90 процентов. И вот несет нас над тайгой, солнце заходит, газ кончается, а ветер сильный - не сядешь. Увидев впереди сопку, мы поняли, что это наш последний шанс. Нас волокло на восходящем потоке 150 метров, за шаром осталась просека, корзина и оболочка разодрались в хлам, баллоны оторвались, и просто чудо, что мы не взорвались. Затем корзина зацепилась за кедрач - и тишина… А мы даже практически не исцарапались.

"Давайте попробуем - завтра репетиция"

Как справедливо утверждается, настоящим героям трудно усидеть на месте. И в связи с этим на московской премьере балета был сюрприз. Гедиминас Таранда вспоминает об этом так:
- 25 января, гастроли в Испании. Мне звонит продюсер Валерий Сергеев и говорит, что со мной хочет поговорить Исайчев, и в качестве вступления сообщает, что у Владимира Николаевича скоро юбилей, а он ведь человек такой, что ему ничего не стоит ни верхом проскакать, ни на шаре полетать… Я чувствую, что меня хотят втравить во что-то авантюрное. Спрашиваю с подозрением: "И что с того?" - "В общем, - говорит мне Валера, - Владимир Николаевич хочет станцевать в твоем спектакле роль Байкала. Передаю ему трубку". И Владимир Николаевич произносит: "Я тут подумал… В общем, я достаточно молод. Занимаюсь спортом каждый день. По возрасту и статусу практически соответствую Байкалу, так что давай-ка попробую". "Хорошо, - сказал я, - давайте попробуем, завтра у вас репетиция". Тут слегка опешил уже Владимир Николаевич. Но деваться было некуда. Вместе с нашим исполнителем партии Байкала Владимиром Стуровым он ставил каждый шаг, каждую руку…
Вспоминает Владимир ИСАЙЧЕВ:
- Когда я вышел на сцену, меня представили труппе следующим образом: "А вот этот молодой человек будет танцевать Байкал". И все захихикали. А потом началась работа - и смех сменился аплодисментами…
- …А когда перед тем спектаклем объявили: "В роли Байкала - заслуженный юрист России…", зал взорвался криками "Браво!". Никто не ждал такого сюрприза, даже его супруга! - продолжает Гедиминас Леонович. - После всего этого я предложил Владимиру Николаевичу вступить в труппу Имперского русского балета: солист он оказался отличный, плюс, уверен, танцоров такого возраста нет больше ни в одном балете. Чем еще не один повод для Книги рекордов?
Позже я спросил его, что было страшнее - лететь на шаре или выходить на сцену? И он ответил: "Ну что за вопрос! Конечно, на сцене страшнее. Поднимаешься - а там свет слепит, на тебя смотрят тысячи глаз, балет вокруг прыгает. В воздушном шаре со мной все-таки друг рядом был, а здесь получилось один на один со зрителями".

Мария ФЕДОТОВА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Между тем

Перед тем как приехать в Нижний Новгород, Гедиминас Леонович посетил Сартаково, где ему показали и чудесный источник, и музей, и ту самую историческую корзину, перелетевшую через Байкал. "Кормят у вас хорошо, снежок беленький, настоящий зимний, но мне больше всего понравилось не это. Подходишь к музею, а тебе говорят: "О! Из Москвы? Бери лопату! Так что я внес свой вклад - расчистил поляну…"

Следите за нашими новостями в удобном формате