Недавний случай, произошедший в Подмосковье, в очередной раз поставил ребром перед всеми вопрос: как не попасть в тюрьму, если ты обороняешься сам или защищаешь от преступников своих близких? Сейчас эта проблема остро стоит перед 35-летним беженцем с Украины, который в ходе самообороны совершил двойное убийство.
Миллиона им было мало
По сообщениям Следственного комитета России, события развивались так. 2 февраля этого года интернациональная банда злоумышленников узнала, что в подмосковное Нахабино из города Горловка, что в Донбассе, временно переехал 35-летний зять владельца местной ветеринарной клиники Александр Мусийченко. Вместе с ним статус беженцев получили его 30-летняя супруга Ольга Лебедкова и их пятилетний ребенок.
Небезосновательно предположив, что в коттедже у предпринимателя по этому случаю имеется крупная сумма денег, пятеро грабителей в масках напали на владельца аптеки и его супругу, которые в тот момент подходили к своему дому. Угрожая ножами, налетчики связали обоих. Посадив пленников в одной из комнат, они стали требовать деньги и ювелирные украшения. Но, заполучив полтора миллиона рублей, двое разбойников все же не удовлетворились добычей. Они прошли в гостевой дом, где находились дочь предпринимателя с мужем и их маленький ребенок.
Сначала незваные гости избили Ольгу так, что она потеряла сознание. Затем несколько раз ножом ударили ее мужа. В ходе борьбы Александр выхватил у нападавших ножи и нанес ими удары обоим грабителям. По другой версии, он взял их на кухне. От полученных ранений злоумышленники скончались на месте, при этом сильно пострадал и сам глава семейства. Медики доставили его в больницу с двумя проникающими колото-резаными ранениями груди и живота. Состояние Александра до сих пор тяжелое.
Один из подозреваемых в вооруженном разбое вскоре был задержан в Подмосковье. Он дал признательные показания, сообщив, что в разбойном нападении принимали участие семь человек, пятеро из которых непосредственно заходили в дом, а двое других выполняли функцию водителей.
Позднее полиция задержала еще двоих грабителей на границе с Белоруссией, а еще одного - 20-летнего уроженца Молдавии - в подмосковном Красногорске. Всем задержанным грозит уголовная ответственность за вооруженный разбой. Законность действий защитника своих близких правоохранительные органы проверяют с точки зрения превышения пределов необходимой обороны. Если будет доказано, что Александр их нарушил, он также может ответить перед законом и оказаться в местах не столь отдаленных…
Признаны виновными
Как рассказал "КОПу" нижегородский адвокат Алексей Ильин, вопросы самообороны в нашей стране регламентируются статьей 37 УК РФ ("Необходимая оборона"), согласно которой причинение вреда нападавшему не будет преступлением только в том случае, если жизни и здоровью человека действительно угрожала опасность. При этом в суде нужно доказывать, что защищавшийся причинил вред нападавшему не умышленно, а исключительно в целях необходимой обороны.
На практике же суды периодически приговаривают к реальным срокам заключения тех, кто был вынужден защищаться. В августе 2012 года суд города Бийска приговорил чемпионку России по пауэрлифтингу среди юниоров Татьяну Андрееву к семи годам колонии за "причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть". Мужчина, по словам Андреевой, пытался ее изнасиловать. Поскольку обвинение не обнаружило на теле девушки следов борьбы, суд отправил ее в тюрьму.
Правда, бывают и случаи, когда суды ограничивались менее строгим наказанием. Так, в Омске женщина убила супруга, который напал на нее с топором, и получила за это один год исправительных работ.
На Кубани хозяин частной гостиницы защищал семью и постояльцев от нападения группы бандитов, вооруженных битами, ножами и ружьями. В результате конфликта предприниматель тяжело ранил троих нападавших и получил один год лишения свободы за умышленное причинение здоровью нападавших "вреда средней тяжести".
Защищая "кормилицу"
Полицейская статистика свидетельствует о том, что ежегодно десятки российских семей сталкиваются с ситуацией, когда вынуждены бывают давать жесткий отпор преступникам, покусившимся на их имущество, здоровье или жизнь. И нередко за это они, наравне с преступниками, подвергаются уголовному преследованию.
Вот только один пример из нижегородской практики, характеризующий эту проблему.
Николай Васильевич (назовем его так) всю жизнь честно работал, ни разу не позарившись на чужое. Выйдя на пенсию, он продолжал жить в частном доме на улице Кровельной в Сормовском районе Нижнего Новгорода. Пенсии, как водится, старику не хватало, вот он и подрядился перевозить на автомашине грузы. Одна из частных компаний оформила на пенсионера доверенность на микроавтобус "ГАЗель" без права ее продажи и обеспечивала его работой.
На ночь машину Николай Васильевич ставил на своем участке, за забором, рядом с домом. Казалось бы, более безопасного места для стоянки не найти. Однако как-то утром хозяйка вышла во двор и заметила, что в "ГАЗели" одно окно приоткрыто. Позвала она Николая Васильевича, и опасения супругов подтвердились. Выяснилось, что ночью какие-то злодеи залезли в автомобиль и с корнем вырвали автомагнитолу. Хотели, по всей видимости, прихватить и запаску, но, разглядев дефект на шине, бросили ее во дворе.
Недели две незваные гости не беспокоили стариков. А 22 февраля 2000 года в 4 часа утра Николаю Васильевичу показалось, что возле их дома притормозили "Жигули". Глянул он в окна - темень кромешная.
Возраст у пенсионера был уже не тот, чтобы с голыми кулаками да на танк. Вспомнил он про охотничье ружье, которое когда-то досталось ему от покойного отца. Эта одностволка 16-го калибра была в доме разве что для интерьера. А тут Николай Васильевич для большей уверенности загнал в нее патрон с дробью и пошел проведать "ГАЗель". Вышел он во двор и видит: возле нее крутится незнакомец, норовя проникнуть внутрь машины.
Вот только дело у ночного вора с самого начала не заладилось. Накануне Николай Васильевич опоясал свой автомобиль мощной цепью и замкнул на крепкий замок. Выдавить стекло у злоумышленника тоже не получилось. Поэтому он принялся торкаться в дверцу со стороны водителя, но и здесь незадача: ручку хозяин предусмотрительно переделал для открытия в противоположную сторону.
Вор обернулся и оторопел: в дверях дома стоял хозяин с ружьем в руках. Бросился бежать и уже было забрался на забор, когда раздался выстрел. Дробь пробила его одежду, попала в грудь, плечо, руку.
Водитель "Жигулей" дожидался воришку в машине. Услышав выстрел, шофер поспешил ему на помощь. Николай Васильевич помог водителю загрузить раненого вора в салон, и тот повез его в больницу. Однако по дороге тот скончался.
Врачи вызвали милицию, и шофер указал на дом, у которого прозвучал выстрел.
Это уголовное дело было в производстве старшего следователя Сормовской прокуратуры Игоря Лодзинского. Возбужденная первоначально статья 108 УК РФ, карающая за убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, была переквалифицирована в статью 105 УК РФ, наказывающую за умышленное убийство.
- Он стрелял в убегающего вора, поэтому полностью исключить умышленное убийство было нельзя, - рассуждает Игорь Лодзинский. - В законе четко прописано, что защита должна быть соизмерима нападению. Убегает злоумышленник, значит, он отказался от преступного замысла. Незачем в него стрелять. В крайнем случае - по колесам автомобиля, чтобы далеко не смог уехать. По брошенной машине милиция нашла бы потом ее владельца, а через него и вора.
По словам Игоря Эдуардовича, суд Сормовского района приговорил Николая Васильевича к реальному лишению свободы, однако пробыл он в исправительной колонии всего около года. Под нажимом возмущенной общественности руководство регионального ГУФСИН через суд освободило 65-летнего мужчину от дальнейшего отбытия наказания по болезни.
Соизмеримо с угрозой
Впрочем, далеко не всегда весы Фемиды склоняются не в пользу обороняющегося. В том же Сормовском районе однажды в квартиру дома на проспекте Кораблестроителей ворвались четверо мужчин в масках и с газовыми пистолетами. Дверь им неосторожно открыла дочь хозяев.
Нетрудно представить, что происходило бы дальше, если бы на защиту внучки не ринулся дед. Он схватил нож, и один разбойник был сражен наповал сразу, второй получил тяжелые ранения, третий - фактически отделался царапинами. Убежать без повреждений тогда удалось только четвертому злоумышленнику. Вызванная на место милиция вскоре задержала двоих раненых недалеко от дома, а целого и невредимого - ровно через сутки.
Примечательно, что тогда дед не был привлечен ни к какой ответственности - ни к уголовной, ни к административной. Его действия в данной ситуации были признаны соизмеримыми с нападением.
- Во-первых, налетчиков было четверо, - объясняет Игорь Лодзинский. - Во-вторых, он защищал не только себя, но и внучку. Но самое главное - дед не мог знать, какие у налетчиков пистолеты - газовые или боевые…
Константин ШИШАРИН.
Цифры
Как нам сообщили в пресс-службе Главного управления МВД России по Нижегородской области, в 2014 году на территории региона было зарегистрировано 13 преступлений, подпадающих под квалификацию "Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление" (ст. 114 УК РФ) и "Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление" (ст. 108 УК РФ). Из них по статье 114 - 11 случаев, по 108-й - 2.
Годом ранее в Нижегородской области зарегистрировано 17 преступлений, подпадающих под квалификацию вышеупомянутых статей УК РФ. Из них по статье 114 - 11 случаев, по статье 108 - 6.
Тем временем
Строго, но ненадолго
Иногда смертельная угроза для человека исходит и от близких людей. Совсем недавно суд Автозаводского района вынес приговор ранее судимому 29-летнему нижегородцу, признав его виновным в совершении убийства, совершенного при превышении пределов необходимой обороны (ч. 1 ст. 108 УК РФ).
Суд установил, что мужчина выпивал со своим отчимом в квартире дома по улице Переходникова в областном центре. После очередной рюмки родственники поссорились, и пасынок ударил собутыльника по лицу. Отчим выбежал из комнаты, после чего, взяв на кухне нож, забежал обратно и начал им размахивать перед носом пасынка. Последний, изловчившись, выбил нож и, как объяснили в пресс-службе районного суда, прибегнул к защите, которая явно превышала пределы необходимой обороны, - поднял с пола холодное оружие и ударил им отчима в грудь и тело.
Потерпевший умер, а подсудимый был признан виновным в совершении преступления и отправился в колонию строгого режима на 10 месяцев.
В тему
Дробовик против трости
В США оправдали полицейского, который застрелил 95-летнего ветерана Второй мировой войны, угрожавшего ему тростью и ложкой для обуви.
Полицейский Крейг Тэйлор вместе с сослуживцами был вызван в дом престарелых в связи с тем, что 95-летний Джон Рэна отказался от приема лекарств, также он ударил тростью работника учреждения.
Прибывшие по вызову полицейские не сумели утихомирить ветерана, который, находясь в комнате, угрожал им тростью, ложкой для обуви и ножом. В итоге полицейские предприняли штурм комнаты с использованием электрошокового пистолета, полицейского щита и дробовика 12-го калибра. После отказа старика бросить "оружие" Тэйлор с близкого расстояния пять раз выстрелил в него из дробовика. В результате Рэна скончался от попадания резиновых пуль.
Суд оправдал полицейского, посчитав, что он действовал верно и в его действиях не было ничего криминального.
А как у них?
"Доктрина крепости" и "Закон Дроми"
В США, согласно "Доктрине крепости" (она реализована в законодательстве большинства штатов), граждане имеют законное право стрелять по непрошеным гостям, чтобы защитить себя, свою собственность и других людей от нападения или вторжения (которое потенциально может закончиться нападением). В рамках законодательства принцип означает, что причинение смерти лицу, незаконно проникшему в жилище, может быть оправдано судом как допустимая мера необходимой обороны, без необходимости дополнительных обоснований причинения смерти.
В Израиле действует закон, известный как "Закон Дроми", определяющий противодействие нападающему как законно необходимую оборону.
Аналогичный закон был принят в Италии.