В последние годы к чаяниям пострадавших от рук преступников наш закон наконец-то повернулся лицом.
И вот уже спрашивают их согласия, выпускать или не выпускать досрочно на свободу виновника их бед. Кроме того, суды учитывают при принятии решения об условно-досрочном освобождении, погасил ли осужденный денежный долг перед потерпевшими. Об этой тенденции "НН" уже рассказывали. И вот Канавинский районный суд областного центра принял решение, которое, скорее всего, теперь будет внедрено в нижегородскую практику как передовой опыт.
Сорокатрехлетний Иван Андреев, назовем его так, совершил преступление, а именно нарушил ПДД, в результате чего погибло два человека. Он был осужден на четыре года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении (в ИК-5, что находится в Канавинском районе Нижнего Новгорода). Кроме того, он был лишен водительских прав на два года и должен возместить моральный ущерб в сумме 1,9 миллиона рублей.
Отбыв треть срока, по действующему законодательству осужденный может подавать ходатайство об условно-досрочном освобождении. Иван так и сделал. А к моменту, когда суд приступил к слушанию, у Андреева от срока остались неотбытыми полтора года и более миллиона долга перед потерпевшими.
- У одного из погибших осталась жена, а у другого мать, - рассказывает заместитель прокурора Нижегородской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Александр Пресняков. - На суде осужденный уверял, что все выплатит. Он намеревался в связи с этим обратиться за помощью к своим родственникам, а также продать имеющуюся у него недвижимость. В итоге суд освободил его, потребовав возместить ущерб. Причем впервые в нижегородской судебной практике по таким делам установлен график погашения. Кстати, мать одного из погибших была против и считала, что сына деньги не вернут и осужденный должен отсидеть до конца. А вторая потерпевшая, оставшаяся одна с больным ребенком, была согласна с таким решением суда.
Принимая такое решение, суд учел и поведение Андреева во время отбывания наказания. Хотя сиделец дважды водворялся в штрафной изолятор, зато он добросовестно трудился. Например, он работал в качестве разнорабочего при восстановлении монастыря. В деле также имеется ходатайство об УДО от священника еще одного храма. В выходные и праздники администрация колонии даже отпускала Андреева за пределы территории.
В общем, суд посчитал, что Иван Андреев встал на путь исправления, и выпустил его на свободу. В феврале он должен заплатить потерпевшим 50 тысяч рублей, в марте - 100 тысяч, а начиная с апреля - по 180 тысяч рублей в месяц.
Если эти условия освобождения Андреев не будет соблюдать, то постановление об УДО может быть отменено, и он может вернуться в колонию.
Кстати, по имеющейся в прокуратуре информации, пока Андреев соблюдает график.
Ольга МАКАРОВА.
Справка "КОПа"
По данным Нижегородской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, за 2014 год судами было рассмотрено 1463 ходатайства об условно-досрочном освобождении, из которых удовлетворено 622 ходатайства, что составляет 42,5%. В аналогичный период прошлого года было рассмотрено 1328 ходатайств осужденных об УДО, из них удовлетворено 489 ходатайств, что составляло 36,8%. Таким образом, количество рассмотренных судом ходатайств осужденных об условно-досрочном освобождении в 2014 году в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 10,1%.
В тему
Администрации колоний, поддерживая ходатайства осужденных об УДО, порой нарушают закон.
Так, один из начальников отряда ИК-5 подготовил характеристику на УДО осужденного. При этом, как потом выявила прокуратура, был проигнорирован тот факт, что данный осужденный имеет иск о возмещении ущерба, однако никаких действий он по нему не предпринимал. В результате суд согласился с мнением прокурора и отказал в удовлетворении ходатайства данного осужденного в УДО.