После существенного повышения цен продавцы решили их стреножить

После существенного повышения цен продавцы решили их стреножить

В торговых сетях уже появились сообщения: "Мы заморозили цены". В магазине "Карусель" мы такие надписи увидели, в частности, на полке с рисом и гречей. На гречу ядрицу цена "замерзла" на уровне 61 рубля за 900 граммов, на рис - 41,30 рубля за такой же вес. Хотя совсем недавно стоили эти крупы значительно дешевле…

Особый случай

Как известно, регулирование цен государство вводит только в особых случаях. Федеральный закон "О торговле" дает право на регулирование цен для ряда социально значимых товаров, если цена на них повышается на 30 процентов в течение месяца. Эта норма появилась в законодательстве в 2010 году после аномальной засухи и резкого роста цен на гречневую крупу, но ни разу не применялась на практике. И вот наконец докатились…
Сетевые магазины на два месяца решили заморозить цены на ряд социально значимых продуктов питания. Инициатива принадлежит Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), объединяющей крупные российские продовольственные сети, ее поддержала Федеральная антимонопольная служба. Списка "замороженных" продуктов как такового не существует. Каждый из ритейлеров сформирует свою корзину социально значимого продовольствия, на которое зафиксирует цены. К нему относятся два десятка продуктов: говядина, свинина, баранина, куры, неразделанная замороженная рыба, молоко и молокопродукты, сахар, соль, подсолнечное масло, крупы, картофель, капуста, морковь, яблоки. Ранее некоторые торговые сети уже объявляли о замораживании цен на базовый продуктовый набор, в который входят гречка, рис, пшено, макароны, подсолнечное и сливочное масло, мука, пельмени, замороженная рыба.
Одни сочли инициативу торговых сетей проявлением социальной ответственности, как, например, заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров. Другие - показухой, за которой увидели желание вздуть цены на остальные продукты, не включенные в список. Такое опасение, в частности, выразил вице-премьер РФ Аркадий Дворкович. Третьи предсказывают если не исчезновение "замороженных" продуктов с прилавков, то их дефицит. А сразу после окончания объявленного на два месяца "моратория" цены на попавшие под него продукты тотчас же вырастут.
Аналогичный механизм заморозки цен уже ранее у нас в стране применялся, чтобы временно стабилизировать цены на продовольствие в 2007 и 2010 годах после скачка инфляции и неурожая. Тогда чиновники договорились с производителями и крупнейшими торговыми сетями заморозить цены на молоко, масло, хлеб и яйца.

Поздно хватились

Продовольственная инфляция в прошлом году составила 15,4 процента, тогда как цены на непродовольственные товары возросли на 8,1 процента. На нее повлиял в том числе и запрет на поставки продовольствия из стран Евросоюза и США, введенный в ответ на антироссийские санкции.
Сдержать цены Минсельхоз пытается с прошлого года. Еще тогда ведомство предлагало остановить их рост административными методами. Однако в ту пору ФАС России это предложение не поддержала и, таким образом, цены никто не сумел стреножить. Так, обычную вареную колбасу в магазинах теперь можно увидеть с ценниками от 350 рублей и выше, сыр перевалил за 500 рублей, и уже приблизилось вплотную к этой цифре сливочное масло. А еще на нижегородских полках встречаются бананы за 90 рублей и курага по 800 рублей за кило.
Многие эксперты скептически отнеслись к нынешней заморозке. Так, по словам президента Конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, основное повышение цен (двухкратное) уже произошло и зафиксированные цены на этом уровне положение дел не спасают.
К тому же действие таких соглашений очень краткосрочно, напоминает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. Обычно - не более двух-трех месяцев. А сразу после этого срока цены на "замороженные" продукты резко взлетают, наверстывая упущенное. Так, с ноября 2007 года по март 2008-го они выросли на 14,6 процента, тогда как остальные продукты, по данным Росстата, подорожали на 11,8 процента. К тому же, сдерживая стоимость тех продуктов, которые "мониторят" чиновники, упущенную выгоду ритейлеры компенсируют повышением цен на прочие продукты - кофе, алкоголь, конфеты и т.д.

Голосовать рублем…

Согласно данным соцопроса, средний чек россияна в магазине в феврале вырос до 587 рублей. По факту же нижегородские домохозяйки сетуют на то, что за один поход в магазин они оставляют на кассе более 700 рублей.
В январе областной прокуратурой совместно с Нижегородским УФАС были проведены проверки в магазинах крупнейших компаний розничной сетевой торговли. В результате в шести из семи проверенных гипермаркетов были выявлены факты необоснованного завышения цен на отдельные продукты.
Как отмечают сотрудники прокуратуры, больше всего в нижегородских сетях выросли цены на овощи. Астрономическими темпами дорожают картофель, лук, морковь, капуста: рост цен на них составил от 90 до 190 процентов. Кроме того, в полтора раза подорожала гречневая крупа, рыба - на 41,83 процента, сахар - на 57 процентов.
Вскрыты факты установления неадекватных торговых надбавок на морковь (до 70 процентов - "Перекресток", "Ашан", "Лента"), капусту (от 43 до 62 процентов - "Перекресток", "Наш", "Ашан", "Лента", "Новый век"), лук (от 33 до 91 процента - "Перекресток", "Наш", "Ашан", "Новый век"), гречневую крупу (от 35 до 60 процентов - "Перекресток", "Райцентр"), рис (от 35 до 47 процентов - "Перекресток", "Райцентр").
В отношении торговых объектов, допустивших факты роста цен, возбуждены административные производства. Кроме того, руководители представительств торговых сетей, допустивших необоснованный рост цен, были заслушаны на заседании межведомственной рабочей группы прокуратуры области. Только вот слабо верится, что после этого они сразу ринулись в торговые залы переписывать ценники...
Если какой-то товар дорожает и вызывает трудности с его покупкой, нужно "голосовать рублем", советует руководитель Нижегородского УФАС Михаил Теодорович. К примеру, если такая-то сеть уже была уличена в необоснованном завышении цен, лучше ее магазины обходить стороной. Всегда есть альтернатива в виде рынков, продовольственных ярмарок, магазинов у дома, где можно найти продукты по более низким ценам. Но дело-то в том, что на нынешней экономической ситуации только ленивый не решился получить свою выгоду.

В накладе - потребитель

По словам руководителя исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергея Юшина, средняя цена производителей на 1 кг говядины (бескостной) - 280 - 290 рублей. В нижегородских торговых сетях она стоит примерно на 70 рублей дороже. Чуть дешевле "котируется" свиная вырезка. Разница в цене - все та же. Куриная тушка за килограмм у производителей стоит 125 - 130 рублей, на прилавках же доходит до 180 рублей.
Морепродукты и рыба, судя по ценникам, сегодня доступны не каждому покупателю. Интересные цифры привел недавно гендиректор "Северной компании", президент Российской рыбной ассоциации Виталий Корнев: сети в среднем повышают цену на готовую рыбную продукцию на 45 - 50 процентов, на охлажденную рыбу - на 15 - 20 процентов. Замороженные сибас и дорадо компания продает примерно по 400 рублей за 1 кг. В нижегородских сетях охлажденные и выпотрошенные сибас и дорадо стоят соответственно 589 и 609 рублей. Минтай, который некогда хозяйки покупали исключительно для кошек, сейчас продается за 329 рублей за килограмм (280 рублей - по акции).
Директор по продажам Дмитровского молочного завода Денис Меньшиков рассказал, что средняя отпускная цена за 1 л молока (3,2 процента жирности) - 50 рублей. В нижегородских сетях оно стоит 59 рублей 99 копеек. Ровно на 10 рублей дороже продукция с брендом "Простоквашино" - за 950 мл. Молоко от нижегородских производителей идет по цене от 44 до 55 рублей. Разливное молоко из "буренки", как принято в народе называть специализированную цистерну, стоит в областном центре в среднем 35 рублей за литр.
Если брать средние цены производителей (данные Минсельхоза), то масло стоит 42 рубля за 200 г. Средняя цена в нижегородских сетях за 180-граммовую пачку - до 90 рублей и выше. Так, пачка дмитровского масла весом 180 г оценена в 104 руб. 90 коп., нижегородское стоит от 53 рублей и выше.
В Картофельном союзе озвучили средние цены производителей: 1 кг картофеля - 22 рубля, моркови - 23 рубля. В нижегородских сетях сетка картошки весом 2,5 кг оценена в 99,9 рубля, 1 кг мытой моркови - в 67,9 рубля. Производители сахарного песка продают свой товар по 43 - 44 рубля за 1 кг. В нижегородских сетях он стоит уже более 54 рублей. А рядом на прилавке лежит песок "Чайкофский" за 71 рубль 99 копеек за 900-граммовую упаковку.
Средняя цена производителей на десяток куриных яиц - 46 рублей. Как говорят в Росптицесоюзе, цены начали традиционно расти перед Пасхой. В нижегородских магазинах яйца нулевой категории стоят в среднем от 69 до 79 рублей.
Если цены заморозят в их теперешнем виде, то правы будут те эксперты, которые утверждают, что работать мы будем исключительно на свой желудок.

Ольга АБРАМОВА. 

Комментарии

Мария КУРНОСОВА, директор по внешним коммуникациям торговой сети "Ашан":
- Компания "Ашан" заморозила на два месяца цены самой низкой категории в каждом из городов присутствия на 20 социально значимых товаров. Важно отметить, что цены заморожены на повышение. То есть при понижении закупочных цен автоматически будут понижаться и продажные. Заморозка коснулась следующих продуктов: баранина (кроме бескостного мяса), говядина (кроме бескостного мяса), крупа гречневая, куры (кроме куриных окорочков), подсолнечное и сливочное масло, молоко, мука пшеничная, пшено, рис шлифованный, рыба мороженая неразделанная, сахар-песок, свинина (кроме бескостного мяса), соль поваренная, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки, хлеб ржаной и ржано-пшеничный, чай черный байховый, яйца куриные, вермишель и спагетти.
Для этого из ассортимента "Ашан" мы выбрали товары первой цены и товары собственной марки "Каждый день". Единая цена зафиксирована на уровне города присутствия. В настоящий момент мы взаимодействуем с нашими поставщиками, просим их отнестись к ситуации с пониманием и также не повышать свои цены в течение двух месяцев.

Яна МОГИЛЕВА, менеджер по региональным коммуникациям торговой сети "Лента":
- В течение последних месяцев мы сдерживаем цены в своих магазинах. В результате динамика роста отпускных цен в наших гипермаркетах отстает от темпов роста закупочных цен на 5,4 процентных пункта. За период с января 2014 года по январь 2015 года цены на полках магазинов компании в среднем выросли на 12,2 процента, при этом поставщики "Ленты" повысили свои цены на 17,6 процента.
Мы будем предпринимать максимум усилий к тому, чтобы обеспечить широкий ассортимент товаров в магазинах сети "Лента" и не допустить спекулятивный рост цен.
В конце 2014 года мы запустили специальную линейку товаров "эконом" в категориях "овощи и фрукты", "молочные товары", ориентированную на группу покупателей, ищущих товары по низкой цене при приемлемом качестве товара. Мы ощущаем высокий спрос на товары под собственными торговыми марками и товары местных производителей, поэтому сегодня активно работаем над расширением их ассортимента.

Кстати

Решение о замораживании цен поддержали, в частности, такие ритейлеры, как "Магнит", Х5 Retail Group, "Ашан", "Дикси", Metro Cash&Carry, "Лента", "О'кей", "Глобус", "Билла", "Зельгрос", "Вестер", "Утконос". При этом они отмечают, что, в случае снижения закупочных цен на эти товары, их конечная цена также будет снижаться.

В тему

По поводу заморозки цен в министерстве поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области сообщили, что эту инициативу здесь поддерживают. Однако обращают внимание на некоторые нюансы. Во-первых, перед заморозкой необходимо проработать вопрос снижения уровня цен. Также нужно исключить возможность возникновения дефицита данной продукции в торговых сетевых компаниях или резкий скачок цен по истечении двухмесячного срока фиксации. Следовательно, торговые сетевые компании должны учесть все моменты и дать соответствующие гарантии, что ситуация в последующем не ухудшится. Сейчас обеспеченность населения региона отдельными видами социально значимых продовольственных товаров сохраняется на достаточно высоком уровне, а в ассортименте магазинов присутствуют товары по низким ценам. Таким образом, можно предположить, что данная инициатива дефицита вызвать не должна. Однако более четкие прогнозы могут сделать только торговые сетевые компании.
"Вопрос роста цен всегда остается актуальным и находится на постоянном контроле у правительства области, в настоящее время он особо актуален, учитывая общероссийские тенденции: различные экономические факторы и фактор сезонности. Кроме того, инфляция в регионе за январь 2015 года составила 4,8 процента и превысила общероссийскую (по РФ - 3,9 процента), в том числе по продовольственным товарам (включая алкогольные напитки) - 6,9 процента (по РФ - 5,7 процента). Таким образом, заморозка цен на ряд социально значимых продуктов питания должна стать одним из дополнительных мероприятий по стабилизации ценовой ситуации в регионе.
Для обеспечения населения более доступными товарами местного производства на уровне региона организована работа с местными товаропроизводителями, в том числе с сельхозпроизводителями. Например, для увеличения собственного производства свинины запланировано открытие нового свиноводческого комплекса в Вадском районе. Каждый год здесь будет выращиваться более 180 тысяч свиней. Практически такой же свинокомплекс возведут и в Ардатовском районе.
Также ведется работа по привлечению сельхозпроизводителей к участию в ярмарочной торговле. В 2015 году планируется увеличить количество ярмарок, реализующих продукцию непосредственно от производителей, особенно в Нижнем Новгороде", - сообщили в региональном минсельхозе.

Цифры

По данным Нижегородстата, рост цен в регионе за январь 2015 года составил: на капусту - 49 процентов, на сахар - 33, на морковь - 32, на картофель и лук репчатый - 29, на яблоки - 22, на яйцо куриное - 10 процентов.

Между тем

Союз потребителей РФ нашел способ, как бороться с ростом цен. Главный удар, считают эксперты, надо нанести по торговым наценкам. И предлагают обязать магазины указывать на этикетках первоначальную цену товара. Покупатель будет видеть, на сколько подорожал товар "по дороге" от производителя до прилавка.
Эта инициатива многим кажется привлекательной, она лежит в русле предложений главы ЛДПР Владимира Жириновского, который предложил Госдуме изменить статью 10 действующего Закона "О защите прав потребителей". По его мнению, изготовитель товара должен обязательно предоставлять потребителю информацию об отпускной цене товара. Если изготовитель продает один и тот же товар разным оптовым покупателям по различной цене, предлагается указывать на упаковке дату формирования товарной партии и ее номер. Эта норма должна распространяться на продукты питания, лекарства, санитарно-гигиенические товары и товары бытовой химии, считают во фракции ЛДПР.

Следите за нашими новостями в удобном формате