После выхода 20 февраля этого года в "КОПе" статьи Константина Шишарина "Оскорбление статусом", рассказывающей, почему Комитет против пыток отказывается работать со статусом "иностранного агента", редакция получила ответ председателя этой организации Игоря Каляпина.
В нем, в частности, говорится: "В самом начале автор статьи осуществляет грубую терминологическую подмену. Раскрывая понятие "иностранный агент", он указывает, что это НКО, действующая на территории России при прямом или косвенном финансировании из-за рубежа и осуществляющая политическую деятельность. При этом совершенно умалчивается, что в действующем законодательстве (п. 6 ст. 2 ФЗ-7) дается особое, специальное толкование политической деятельности: необходима направленность этой деятельности на изменение проводимой государственной политики.
Но раскрытие этого факта, видимо, не входит в замысел автора статьи, поскольку тогда в воздухе повиснет вопрос: как деятельность организации, борющейся с пытками, может быть расценена как попытка изменить государственную политику? В чем тогда такая государственная политика заключается?
К сожалению, автор статьи считает беспрекословным авторитетом интернет-ресурс "Википедия", перепечатывающий непроверенные факты из глобальной сети и 90 процентов материалов которого содержат ошибки.
Неудивительно, что его осведомленность о законе США "Акт о регистрации иностранных агентов" (Foreign Agents Registration Act, FARA) отличается чрезвычайной ограниченностью, позволяющей считать этот акт аналогичным российскому закону от 20 июля 2012 года N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента".
Между тем ключевое понятие "иностранный агент" в этих законах отличается в корне. По закону FARA "иностранный агент" - это лицо, которое действует по приказу, требованию или под руководством или контролем иностранного принципала либо его представителя и в интересах такого иностранного принципала участвует в политической деятельности и т.п. То есть это лицо, преследующее интересы исключительно своего иностранного руководителя. Наше законодательство упускает это требование, записывая в иностранные агенты организации, действующие в интересах граждан России.
Комитет против пыток и не соглашается с присвоением оскорбительного статуса потому, что не действует в интересах иностранных государств и организаций, а представляет исключительно интересы людей, пострадавших от пыток со стороны представителей власти на всех стадиях уголовного процесса.
Остается пожелать автору статьи критично относиться к полученной информации и проверять ее, дабы избежать в дальнейшем обоснованных претензий и обвинений.
Игорь КАЛЯПИН, председатель МРОО "Комитет против пыток".
Кстати
В чем отличие
Ст. 611 Акта о регистрации иностранных агентов определяет, что агент иностранного принципала означает любое лицо, которое действует как агент, представитель, сотрудник или служащий, или любое лицо, действующее в любом другом качестве по приказу, требованию или под руководством или контролем иностранного принципала или лица, чья деятельность прямо или косвенно контролируется, финансируется или субсидируется целиком или в большей части иностранным принципалом и прямо или посредством других лиц:
а) вовлечено в пределах США в политическую деятельность в интересах такого иностранного принципала,
б) действует как советник по связям с общественностью, рекламный агент, сотрудник информационной службы или как политический консультант в интересах такого иностранного принципала,
в) запрашивает, собирает, оплачивает или распределяет взносы, ссуды или другие ценности в интересах такого иностранного принципала,
г) представляет интересы такого иностранного принципала перед агентством или правительственным чиновником.
Термин "агент иностранного принципала" не включает СМИ или ассоциации, учрежденные по законам США или Штатов или управляемые и/или находящиеся в собственности граждан США.