Звонок из столицы Адыгеи Майкопа заставил прокуратуру Канавинского района Нижнего Новгорода действовать. Еще бы! Звонил 40-летний мужчина, сообщив, что в областном центре бесследно исчезла его мать. Причем сразу после того, как продала собственную квартиру на улице Тихорецкой.
Душевный, но очень хитрый
Какие жуткие истории случаются вокруг операций с недвижимостью, в полиции и прокуратуре знают не понаслышке. Каждый шаг человека, продающего жилплощадь, зачастую сопряжен с риском. Хорошо, если просто "кинут", оставят ни с чем. Чаще, особенно в последнее время, продавец отбывает в неизвестном направлении навсегда. Или, скажем, попадет под машину. И все - концы в воду.
Но в случае с Ниной Павловной дело обстояло иначе. В последнее время комнату у нее снимали выходцы из Азербайджана. С одним из них Нина Павловна, по слухам, жила в гражданском браке. Ее соседи по секрету рассказали следователям, что вообще-то Алик был весьма уважаемой личностью, но вот только глаза у него какие-то хитрые. Не исключено - жулик под личиной предпринимателя. И дружки у него тоже с виду душевные ребята, а наверняка одного поля ягодка со своим главарем, рассуждали соседи…
В ту роковую ночь люди слышали душераздирающие вопли, доносившиеся из уже проданной квартиры. Накануне Нину Павловну видели, она выглядела оживленной и веселой. И вдруг - эти крики. Обратиться в полицию тогда никто так и не решился. Утром соседи по очереди звонили в квартиру Нины Павловны, но дверь им никто не открыл.
Первая мысль блюстителей порядка была такая: квартира перешла в руки азербайджанской мафии. Проверили - нет: купила жилплощадь добропорядочная русская семья.
До результатов расследования новых хозяев в квартиру не пустили. На всякий случай опечатали дверь. Стали созваниваться с сыном по его майкопскому телефону. Оказалось, что тот сам намеревался ехать в Нижний - помочь матери с продажей квартиры. А ее он собирался забрать к себе на Кубань. Что же подтолкнуло женщину к продаже квартиры до приезда сына, он, естественно, не знал.
По факту исчезновения Нины Павловны было возбуждено уголовное дело по статье УК РФ, карающей за умышленное убийство. Косвенных свидетельств, подтверждающих эту версию, следствию удалось собрать достаточно.
Ушла без мучений?
Но потом закрались сомнения. Двоюродный брат Нины Павловны Алексей Владимирович во время визита к следователю узнал ее по фотографии. На Новосормовском кладбище, в месте, отведенном для бомжей, покоятся невостребованные останки людей без фамилии и документов. В разыскном деле - только фото покойника, фрагменты одежды да описание внешности.
Как припоминает следователь Александр Кутырев, Алексей Владимирович долго сокрушался над фотографией сестры, вспоминая, какой она была жизнерадостной. Собирался скопить денег на перезахоронение ее тела в более подходящем месте, поближе к родне. Пришлось человека успокаивать: женщина умерла не мучаясь. Как следовало из результатов судебно-медицинской экспертизы, на трупе не было следов насильственной смерти.
Уголовное дело прекратили, о чем и доложили Алексею Владимировичу. Тот недели две не находил себе места. А однажды чуть рассудка не лишился: открыл на звонок входную дверь, а на пороге - Нина Павловна, живая! Такой сердитой свою сестру Алексей Владимирович еще не видел. В общем-то, ее можно понять. В самом деле, как так мог брат обознаться? И соседи хороши - такого следователю наговорили…
А вернулась Нина Павловна в Нижний отнюдь не случайно. До азербайджанцев, живущих в нашем городе, дошли слухи, что Алика разыскивают за убийство Нины Павловны. Те стали названивать земляку, требуя от него объяснений. Алик и послал Нину Павловну разобраться с родней и соседями, а заодно и полиции правду рассказать. Оказывается, женщина уехала из города вместе со своим жильцом. Алик направился в Саратовскую область, и она за ним. Боялась, как бы кто не позарился на ее большие деньги. Одной страшно же с такой суммой!
А кто орал в ту ночь, пугая жильцов? Кто знает. Да и какое это теперь имеет значение?..
Константин Шишарин.