Рынок продажи подержанных машин может обвалиться

Рынок продажи подержанных машин может обвалиться

Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения, утверждали более восьми десятилетий назад в своем бессмертном романе "Золотой теленок" Ильф и Петров. Однако нынешняя экономическая ситуация меняет смысл этого крылатого выражения на противоположное. Теперь, скорее, автомобиль - это больше роскошь, чем средство передвижения.

Поддались ажиотажу

Ажиотажный спрос сравни панике. Кто-то, поддавшись ему, покупает на все сбережения 250 килограммов гречневой крупы, кто-то тратит свои кровные на микроволновки и кофеварки, а паникеры посостоятельнее "затариваются" машинами. Хотя причина ажиотажа изначально крылась в мнимой пропаже товара с рынка. По факту же мы видим, что товар есть. А вот цена на него изменяется в геометрической прогрессии. Тем не менее, вкладывая деньги в движимое имущество, люди не прогадали.
- Я работаю в салоне одной элитной немецкой марки автомобилей, - рассказывает Александр Алексеев, менеджер автосалона. - И ни разу за всю свою семилетнюю карьеру не встречал, чтобы автомобили стоимостью 7 - 10 миллионов рублей скупали в таком количестве.
И действительно, по данным автодилеров, в ноябре резко увеличился спрос практически на все модели всех марок машин. А в один прекрасный момент увеличилась очередь даже на бюджетные модели.
Хотя если ранее люди рассматривали вложение денег в движимое имущество как убыток (автомобиль нуждается в расходах, а спустя уже год существенно падает в цене), то теперь те, кто осенью скупил машины из салонов, могут существенно "подлататься".
- Те, кто приобретал машины в сентябре-октябре, а еще лучше летом, сегодня могут сделать неплохой бизнес, - утверждает Роман Мухотин, исполняющий директор автосалона подержанных автомобилей. - Судите сами, летом если вы брали машину за одну цену, то сейчас она, даже будучи в эксплуатации не меньше полугода, стоит дороже, чем тогда. Цены на авто с пробегом реально выросли. Если продать ее сейчас, то можно получить прибыль.
Как отмечает эксперт, в среднем автомобили со сроком эксплуатации от двух до пяти лет подорожали на 50 процентов. И ажиотажный спрос сыграл в этом не последнюю роль.
- Когда люди буквально сметают все машины, что стоят на стоянке, то, с точки зрения бизнеса, глупо не поднять цену, - дополняет Роман.
А антимонопольная служба, которая все свое внимание сосредоточила на мониторинге цен на продукты питания, этот сектор рынка выпустила из своего поля зрения.

Цены не напугали

С начала нового календарного года практически все автомобили прибавили в цене - как бюджетные, так и премиум-класса. И если раньше цены на начало года росли в силу разных объективных причин, в том числе и в соответствии с уровнем инфляции в странах-производителях, который не превышал 3 - 5 процентов, то сейчас обвал рубля по отношению к доллару и евро сыграл свою роковую роль. В январе 2015 года увеличение цен на легковые автомашины составило 10 - 30 процентов. Особенно заметно наблюдалось изменение цен в сторону повышения в ноябре прошлого года: бывало, менеджеры меняли ценники в течение дня не по одному разу.
Тем не менее, несмотря на все экономические проблемы, с какими сталкиваются наши соотечественники, Россия и сегодня остается второй страной в мире, где чаще всего покупают "стальных коней". Лидером же по-прежнему остается Германия. По данным интернет-портала "Автовзгляд.ру", за прошлый год в России было куплено 2 777 547 новых машин, в то время как в Германии эта цифра составляет более трех миллионов. Что характерно, жители консервативной ФРГ предпочитают машинам премиум-класса, на которые падки состоятельные россияне, машины среднего уровня, вроде Volkswagen Golf. А излюбленными средствами передвижения для основной массы россиян остаются бюджетные модели: "Лада Гранта", Hyundai Solaris, KIA Rio, Renault Duster, "Лада Калина", "Лада Ларгус", Renault Logan, Volkswagen Polo Sedan, LADA Priora и Nissan Almera.
Отечественный автопром, который, вопреки расхожему мнению о сомнительном качестве его продукции, пользуется огромной популярностью, тоже оказался зависимым от курса валюты. Видимо потому, что часть комплектующих поступает из-за рубежа.
Еще в прошлом январе бестселлер "Лада Гранта" стоил от 279 000 рублей. Весной Автоваз индексировал цены, и летом ценники на "Гранту" начинались от 289 000 рублей. Сейчас самый доступный седан обойдется минимум в 311 600 рублей. Подорожание на 22 600 рублей за полгода - существенная разница для бюджетного сегмента. Скачок цен на другие доступные модели еще более значителен и доходит до 100 000 рублей! Стоит отметить, что "Гранта" подорожала в том числе из-за рестайлинга. По аналогичным причинам поднялись цены на Hyundai Solaris. Однако основная причина роста цен все же кроется в экономической ситуации, а не в обновлении модельного ряда.
Наибольшего подорожания из бюджетного сегмента достигли две модели "Рено": "Логан" и "Дастер". Если "легковушка" стала дороже на 80 тысяч "деревянных", то ее собрат-кроссовер теперь обойдется на сто тысяч рублей дороже.

А где-то идут в рост

В сегменте класса "премиум" продажи растут всегда, несмотря на экономическую ситуацию. Вот и сейчас стоимость некоторых моделей взлетела аж на миллион, но, парадокс, выросли и продажи! Российское представительство Rolls-Royce, умалчивая о точных цифрах, объявило о двукратном росте продаж в 2014 году по сравнению с 2013-м. Mercedes-Benz улучшил свои показатели на 11 процентов. В этих цифрах нет ничего удивительного: по статистике, в России владельцы автомарки "Мерседес" пользуются им в среднем около 30 месяцев, а затем перепродают. И это при том, что немецкая компания продает в России самые дорогие автомобили. Даже в январе нынешнего года по отношению к аналогичному месяцу прошлого года наблюдается определенный рост продаж.
- Прошлый год для "Мерседеса" стал периодом, пожалуй, рекордного количества продаж, - говорит один из сотрудников автосалона известного бренда. - И даже в году нынешнем продажи не перестают расти. Причем не важно, сколько стоит автомобиль - 2 миллиона или 15, их все равно покупают. В этом году стоимость наших авто уже выросла на 16 процентов, но, видимо, опасаясь ухудшения экономической ситуации в стране, нижегородцев это не останавливает. В ближайшие два месяца автомобильный рынок ждут тяжелые времена, ведь уже сегодня склады практически наполовину пусты. Дальше ситуация может только ухудшиться, - подчеркивает менеджер.
Собственно, это подтверждает статистика продаж элитных марок авто. Porsche прибавили 24 процента, Lexus - 21, Volvo - 3, у Infiniti - 4, у Land Rover - 1.
Требует определенного анализа обратная тенденция продаж BMW и Audi, которые упали на 16 и 6 процентов соответственно. Хотя цены на эти авто практически не изменились, лишь BMW Х5 стала дороже на 33 тысячи рублей. Относительно незначительно выросла стоимость Range Rover - на 45 000 рублей.
Чемпионами же гонки ценников стали "Мерседес" S-класса, ставший дороже на 730 тысяч и "Лексус" LS, стоимость которого подросла более чем на один миллион рублей!

Рафаэль МОРАЛЕС. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Кстати

К концу 2014 года продажи производимых в соседнем Казахстане автомобилей упали на 20 процентов. Такое снижение наблюдается впервые с 2009 года. Самый сильный удар был нанесен тогда, когда в России рухнул курс рубля. Огромный поток казахстанцев буквально опустошил автосалоны в прилегающих пограничных регионах. В связи с этим местные автопроизводители и компании-дилеры запросили правительство Казахстана о поддержке.

Тем временем

В настоящий момент ажиотажа, связанного с приобретением автомобилей, не наблюдается. Как нас заверил менеджер одного из автосалонов Александр Алексеев, это объясняется традиционно "мертвым" временем.
- Пик продаж наблюдался в ноябре-декабре прошлого года, в то время, как январь и февраль ежегодно становятся месяцами не столь высокой активности, - объясняет менеджер. Сейчас, в апреле, в этом плане абсолютная тишина. С чем это связано? В начале года все дилеры продавали прошлогодние остатки по старым ценам. Сейчас эти остатки попросту закончились. Понижение курса доллара в настоящий момент никак не отразилось на снижении цен на автомобили, поскольку курс этот не стабилен. Но даже если курс и стабилизируется, обвала цен ждать не придется. А вот различные скидки на автомобили, безусловно, будут. В среднем такие скидки, как правило, составляют 7 - 8 процентов. То есть даже с их учетом стоимость авто будет выше, нежели в прошлом году, так как на каждый бренд существует ежегодная 2 - 3-процентная наценка. Ожидается, что пик таких скидок придется на III квартал года, - подчеркивает Александр.

Между тем

В России количество проданных на вторичном рынке автомобилей в январе 2015 года составило 331,5 тысячи единиц - на 9,3 процента меньше, чем в январе прошлого года. Продажи традиционно лидирующих на российском рынке подержанных автомобилей Lada снизились по итогам января на 15,9 процента, всего было реализовано 95,9 тысячи единиц таких машин. Среди моделей лидером стал ВАЗ-2114, однако его продажи также упали (-11,5 процента). Более того, все модели Lada, вошедшие в топ-25 по итогам январских продаж, показали отрицательную динамику: от 1 процента (ВАЗ-2170) до 26,7 процента (ВАЗ-2109).

Следите за нашими новостями в удобном формате