Могут ли сотрудники полиции расписываться при составлении протокола об административном правонарушении не только за себя, но и за понятых, а также за самого нарушителя? Этому вопросу было посвящено заседание Канавинского мирового суда, на которое был вызван на допрос старший инспектор полка ДПС ГУ МВД по Нижегородской области Игорь Светлов (данные изменены), как раз и заподозренный в подобном оформлении документов.
Экспертиза уличила
Как "НН" уже рассказывали в номере за 25 марта, ночью 13 января Светлов остановил в центре Нижнего Новгорода автомашину "Мазда" под управлением инвалида второй группы по речи Романа Андреева. Инспектор решил, что водитель нарушил сразу несколько статей Кодекса об административных правонарушениях. Во-первых, Андреев будто бы отказался от предоставления своей машины для проверки светопропускания передних стекол. Во-вторых, он, возможно, управлял автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. И, в-третьих, Роман якобы отказался от медицинского освидетельствования на алкоголь и наркотические средства, на что был также составлен соответствующий протокол.
И хотя, по словам нижегородского адвоката Александра Понизовского, на самом деле инвалид ни от чего не отказывался, на основании того, что у него выявили признаки алкогольного опьянения, Светлов составил на него еще один протокол - о задержании транспортного средства и его эвакуации. Сразу после этого "Мазду" инвалида вместе с костылями Романа Николаевича увезли на штрафстоянку.
Но куда тому без костылей… Романа Андреева доставили в отдел полиции по обслуживанию Советского района областного центра. Доставить-то доставили, а как затем возвращать домой в Канавино? Да просто волокли до служебной машины по всем лужам и ухабам…
Приглашенный в зал заседания мирового суда старший инспектор ДПС Светлов повторил, как по написанному, что все его понятые вполне реальные люди. Живут они, впрочем, не в Нижнем Новгороде: один - в Пильнинском районе, а другой - в Чувашии (видимо, случайно оказались в час ночи на улице Бекетова). Поэтому вызвать их в суд для подтверждения подлинности их подписей было достаточно затруднительно…
Адвокат Александр Понизовский озвучил в суде результаты почерковедческой экспертизы, которая подтвердила слова инвалида: за него в протоколе расписывался кто-то другой. Стало быть, от прохождения медицинского освидетельствования он не отказывался, поэтому лишать его права вождения транспортного средства не за что.
Так или иначе, сотрудники ДПС приняли за алкогольное или наркотическое опьянение признаки обычного состояния водителя. Мало того что Роман Андреев - инвалид по речи, разговаривать он может только жестами, у него еще и больные ноги, передвигаться без костылей он просто не в состоянии. И для чего ему было отказываться от освидетельствования, если уже несколько лет после ДТП он получил инвалидность второй группы и ведет абсолютно трезвый образ жизни? Спиртные напитки для него смертельно опасны.
Суд кивает на следствие
Адвокат Понизовский ходатайствовал в суде, чтобы в отношении старшего инспектора ДПС Игоря Светлова было возбуждено уголовное дело по статье УК РФ, карающей за подделку подписи в документе. Однако в этом ему было отказано на том основании, что аналогичное ходатайство рассматривается сейчас в следственном отделе по Советскому району СКР по Нижегородской области и следствие само вправе дать юридическую оценку произошедшему.
- В отечественном Уголовном кодексе есть несколько статей, которые карают за подделку документов, - консультирует адвокат Понизовский. - Например, статья 327 УК РФ предполагает уголовную ответственность за совершение правонарушений, связанных с подделкой документов. Также по статье 292 УК РФ подделка официального документа государственным служащим или должностным лицом может быть квалифицирована как служебный подлог. Способ подделки (дописка, подделка подписи, подчистка, переклеивание фотографии, заверение поддельной печатью или подписью) не влияет на квалификацию нарушения закона.
Санкции статьи 292 УК РФ влекут за собой наказание штрафом до 80 тысяч рублей, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными или принудительными работами на срок до двух лет, арестом на срок до шести месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.
Статья 327 УК РФ предусматривает штраф в размере 100 - 200 минимальных размеров оплаты труда или выполнение обязательных (исправительных) работ сроком от 180 до двух лет за совершение правонарушения, связанного с использованием заведомо фальшивого документа.
Следующее заседание мирового суда назначено на 13 мая.
Константин ШИШАРИН.