Какими могли быть персонажи гоголевского «Ревизора» в наши дни?

Нижегородский академический театр драмы имени М. Горького дает ответ на этот вопрос в своей новой одноименной постановке по хрестоматийному произведению. Премьера непривычного «Ревизора» сразу же вызвала противоречивые отзывы у первых зрителей. И связано это, по большей части,  с перенесением сюжета произведения в XXI век. При этом текст Гоголя остался практически неизмененным, лишь прозвучавшие суммы, как рассказали создатели спектакля, были «проиндексированы» с учетом времени. Большую часть действа актеры играют в современных костюмах, но в финале публику ждет сюрприз, и в историческом обличье персонажей мы все же увидим.

Обманываться рад…

На сцене, как и почти 200 лет назад, разворачивается абсурдная ситуация, когда высшее общество некоего провинциального городка принимает постояльца гостиницы за приехавшего с проверкой ревизора. Сюжет, по легенде, подсказанный Гоголю Пушкиным, оказавшимся в схожих обстоятельствах во время визита в Нижний Новгород, имеет место быть и сейчас. В том смысле, что аферистов, приближенных к властям, хватает и теперь, но придется, принимая театральную условность, допустить, что промотавший деньги столичный повеса будет запросто с почетом принят первыми лицами города.

Впрочем, запутавшийся в своих финансах Хлестаков (Денис Гусев), здесь – добрый парень, не по своей вине угодивший в громкую историю. Голод всякого сделает сговорчивым и управляемым, вот и он соглашается сыграть в странную игру с мощным и властным городничим (Сергей Блохин), только бы выбраться из бедности. Глава города и его подчиненные с домочадцами, в свою очередь, хотели смягчить неизбежное наказание и готовы были от страха любого ублажить, лишь бы избежать суровой кары. Когда каждый из них принял иллюзию за реальность, на время показалось, что их главные мечты наконец-то сбылись.

Но чем выше взлетели обитатели городка в своих фантазиях, тем горше оказалось разочарование. Только не для Хлестакова, который получил тут все, что пожелал, а после над ними же посмеялся. Удивительно, что не в пространстве социальных сетей – на такой ход в постановке не пошли. Однако для придания сюжету еще большей актуальности режиссер Александр Марин приготовил для нижегородцев иной эпилог, о содержании которого мы умолчим для интриги.

Женский ансамбль.

События «Ревизора» мы видим глазами дочери городничего Марьи Антоновны (Мария Ватлецова) – пресыщенной представительницы нового поколения. С неизменным телефоном в руке, циничный блогер, такая не польстится на признания в любви, но перспектива уехать в столицу из-под опеки родителей покажется ей привлекательной.

Гранд-дама – жена городничего, обольстительная Анна Андреевна (Наталья Кузнецова) получила свою долю внимания от молодого человека и надежду на романтическую интрижку вкупе с повышением статуса мужа и возможной новой жизнью в высшем обществе. Куда лучше, чем скучать или готовить мужу сухари в дальний путь.

Неожиданным стало решение роли жены Луки Лукича, смотрителя училищ, а здесь, к тому же, секретарши городничего (Маргарита Баголей). В свите Антона Антоновича она занимает весьма недвусмысленное место, о чем намекает длина костюма (художник – Любовь Шепета), продемонстрировавшего ее великолепную стройность.

Надо признать, что все три актрисы, исполнительницы главных женских ролей, показали прекрасную физическую форму, точно как и в предыдущей работе режиссера Александра Марина – «Зойкиной квартире», визуальное сходство с которой прослеживается в премьерном спектакле. Неудивительно, ведь создавались они той же постановочной командой: композитор – Дмитрий Марин, художник по свету – Сергей Скорнецкий, балетмейстер – Асия Горбачева.

Над чем смеетесь?

Одной из особенностей премьеры можно назвать отсутствие составляющей комедии положений. Как бы ни сопротивлялся текст пьесы, спектакль большей частью серьезен и претендует чуть ли не на жанр статичной разговорной драмы с оттенком сатиры. Тем не менее, отметим замечательные работы актеров, благодаря которым юмор не остался за кулисами.

Слуга Осип (Олег Шапков), с волжским «окающим» говорком, органичный представитель прозорливого народа. Зеркальные персонажи: Бобчинский (Александр Сучков) и Добчинский (Денис Волков) – озорные сплетники-новостники, виновники завязки событий. Почмейстер Шпекин (Александр Мамаев) – правдоискатель и перлюстратор, без которого знаменитый финал не состоялся бы.

Спектакль способен произвести большое впечатление на зрителя, свободного от груза увиденных других постановок «Ревизора», давно не читавшего или вовсе не знакомого с произведением. Но и опытным театралам стоит увидеть любимых артистов в новых образах. (16+)

Ольга Плаксунова. Фото Валерии Авдеевой, предоставлено театром.

Следите за нашими новостями в удобном формате