Раньше хозяйкам приходилось колесить чуть ли не по всему микрорайону, дабы купить все необходимое. Сначала зайти в булочную за хлебом, потом - в молочную палатку за сметаной и маслом. Потом сходить на рынок за мясом и овощами, заглянуть в магазин бытовой химии - чтобы купить стиральный порошок и жидкость для мытья посуды. А по дороге купить где-нибудь батарейки для часов, корм для домашнего питомца и какой-нибудь детектив или роман - на сон грядущий… Сейчас все гораздо проще. В современном гипермаркете можно купить все, начиная от зубной щетки до трусов, техники и продуктов питания. Только вот алкоголь, вероятно, в скором времени покинет эти торговые залы.
Чтоб ни в одном глазу
В стране предложили создать… алкомаркеты - специальные магазины, в которых будет продаваться спиртное. Что же касается остальных торговых точек, то оттуда торговлю "зеленым змием" погонят поганой метлой. В Минздраве считают, что создание алкомаркетов - мера, которая давно назрела.
Инициатор нововведения - главный психиатр-нарколог Минздрава Евгений Брюн, который предлагает внести изменения в действующее законодательство в плане продажи алкогольной продукции. В пресс-службе российского Минздрава при этом отметили, что эта мера уже давно доказала свою эффективность во многих странах мира. Дескать, если убрать спиртное с прилавков магазинов, нация значительно оздоровится. Потому как красиво выставленный на прилавках и витринах супермаркетов алкоголь соблазняет на покупку даже малопьющих граждан.
- Размещение на полках продуктового магазина красочно оформленных бутылок со спиртными напитками стимулирует покупку этого товара даже у тех, кто не планировал перед походом в магазин приобретение спиртного, - утверждают в ведомстве. - Кроме того, в продуктовые магазины вместе с родителями или самостоятельно приходят дети и подростки, и призывные витрины винного отдела могут спровоцировать у них нежелательный интерес к алкоголю.
Потому алкоголь должен быть сосредоточен в специализированных отдельных магазинах малой доступности.
- Сейчас часто продают спиртное и табак в магазинах прямо в жилых домах. И мы видим - мужики выходят, покупают, потом тут же, у магазина, пьют и курят. А рядом находятся дети и всё это видят - вот вам и реклама, - сетует Брюн.
Он отмечает, что алкогольный рынок в случае принятия изменений сократится. А значит, уменьшится и алкоголизация населения. Этого же мнения придерживается и член Общественной палаты РФ, руководитель федерального проекта "Трезвая Россия" Султан Хамзаев.
- Любого рода ограничительные меры дают положительный эффект. Но насколько экономика и общество сейчас к этому готовы - вопрос дискуссионный, - отмечает он.
Из овощных - в "градусные"
Есть, однако, и другие точки зрения на этот вопрос. Так, гендиректор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз сообщил, что торговля спиртным в спецмагазинах с 1 января 2015 года введена на местном уровне в Республике Саха (Якутия).
- Нужно посмотреть, будет ли это работать в Якутии, а уже потом обсуждать возможность распространения этого опыта в целом по стране, - считает Дробиз.
Между тем сейчас в Якутии наблюдается такая тенденция: небольшие магазины повсеместно начали переименовываться в алкомаркеты. Если так пойдет и дальше, в скором времени там негде будет купить продукты, а вот алкомаркеты появятся на каждом шагу…
К тому же, нововведение опять-таки ударит в первую очередь по малому и среднему бизнесу, коим в свете кризиса и так приходится несладко. Эксперт пояснил, что алкоголь составляет около 12 процентов продаж в гипер- и супермаркетах и около 40 процентов продаж в небольших магазинах формата "у дома". Бизнес последних окажется под угрозой. Это вытеснит с рынка тысячи малых предпринимателей, и миллионы людей останутся без работы.
При этом для открытия алкомаркетов предпринимателям придется проходить лицензирование. А на одном алкоголе магазин не проживет. Кроме того, экспертов страшит перспектива расширения рынка фальсифицированного алкоголя. Этак народ снова начнет покупать нелегальное спиртное у таксистов…
"Зашевелится" фальсификат
Между тем, согласно статистике, за последние пять лет россияне все же стали пить меньше. Потребление алкоголя, по данным Евгения Брюна, снизилось с 18 л чистого спирта в год на душу населения до 13,5 л. Это касается и Нижегородской области.
Среднедушевое потребление абсолютного алкоголя в нашем регионе в прошлом году оценивалось в 8,2 литра. Но ведь это только легальный алкоголь, отмечают специалисты Нижегородского областного наркологического диспансера. Имеются положительные сдвиги и в борьбе с алкоголем. Согласно официальной статистике, заболеваемость алкоголизмом в Нижегородской области с 47,4 на 100 тыс. населения в 2013-м снизилась в 2014 году до 42,7 (в среднем по РФ этот показатель составляет 54,9, по ПФО - 67,9).
Вообще же нижегородцы, как и россияне в целом, отдают предпочтение крепким напиткам и пиву. По структуре продаж картина выглядит примерно таким образом: пиво составляет 80 процентов продаж спиртного, водка - 13 процентов. Вину отдают предпочтение 6 процентов нижегородцев, коньяку - 1 процент. Кстати, объем розничной продажи алкогольной продукции на территории нашей области в 2014 году составил более 22 млн декалитров (данные регионального министерства предпринимательства).
Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области инициативу создания алкомаркетов не поддерживает.
- Предлагаемые меры вытеснят с рынка тысячи малых предпринимателей, поскольку открыть специализированный магазин захотят немногие бизнесмены и миллионы людей останутся без работы, - сообщили "НН" в ведомстве. - Считаем, что значительное сокращение количества торговых объектов приведет к снижению продажи легальной алкогольной продукции и существенно увеличит продажу левой. Сейчас же доля нелегального оборота алкогольной продукции по Нижегородской области составляет около 30 процентов, а по России - порядка 50 процентов.
Как ни странно, не в восторге от инициативы Евгения Брюна и нижегородские наркологи.
- Задача любого цивилизованного государства - минимизировать влияние водки на человека, к этому общество и должно стремиться. Поэтому намерение Евгения Брюна похвально. Но что значит "отдельные магазины малой доступности"?.. Правильнее надо было бы сказать "специализированные магазины" или "специализированные отделы супермаркетов", именно в них следовало бы организовывать продажу алкогольной продукции. Но для РФ это пока не реально, - отмечает Валерий Востряков, психиатр-нарколог высшей категории, заместитель главного врача ГБУЗ НО "Нижегородский областной наркологический диспансер".
- В Швеции, например, водка продается только в специализированных магазинах с 10.00 до 18.00, в воскресенье ее не продают - предлагают исключительно пиво не крепче 3,5 процента, - продолжает психиатр-нарколог. - Отрадно, что мы уходим от киосков, маленьких магазинчиков, павильончиков, торгующих водкой. Она не должна быть легкодоступным продуктом. В то же время предложение Брюна вряд ли приведет к уменьшению алкоголизации населения. К снижению потребления алкоголя в России надо подходить комплексно.
Ольга АБРАМОВА.
Точка зрения
Алла СМИРНОВА, главный специалист-эксперт отдела надзора по гигиене питания Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области:
- Очень много нарушений выявляется в так называемых "барах", организованных в нестационарных торговых объектах и на первых этажах жилых зданий. При проверке их нередко выясняется, что такие объекты не соответствуют требованиям, предъявляемым к предприятиям общественного питания по целому ряду критериев - по набору помещений, системе обслуживания. Выявляются и другие недостатки, к примеру, часть предприятий не подключена к сетям водопровода и канализации, отсутствуют автономные системы вентиляции, подсобные и бытовые помещения. Кроме того, реализация алкогольной продукции производится в потребительской упаковке, а разовая посуда продается отдельно. Часто в таких "барах" и вовсе отсутствует ассортимент, характерный для предприятий общественного питания.
Таким образом, юридические лица и индивидуальные предприниматели, фактически не оказывая услугу общественного питания, осуществляют розничную реализацию алкогольной продукции. В 2014 году по трем таким объектам были вынесены судебные решения об административном приостановлении деятельности (павильоны ООО "Марлен", ООО "Гармония", ООО "Орион"). Управление настаивает на введении в законодательные акты Нижегородской области полного запрета на реализацию алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах (кроме летних кафе), в том числе и оказывающих услугу общественного питания, так как ограничение времени продажи алкогольной продукции не устранит грубые нарушения законодательства.
Справка "КОПа"
Деятельность по розничной продаже алкогольной продукции регламентирована Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, обязаны иметь лицензию на данный вид деятельности и соответствовать определенным требованиям. Так, организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, а также контрольно-кассовую технику. В сельских поселениях минимальная площадь торгового объекта составляет 25 квадратных метров. Кроме того, разрешена продажа алкоголя с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции в нестационарных торговых объектах при условии размещения в них предприятий общественного питания.
Компетентно
В прошлом году в адрес регионального Управления Роспотребнадзора поступило 58 обращений, касающихся нарушений оборота алкогольной продукции. Из них 31 жалоба - от жильцов многоэтажек, где на первых этажах располагаются объекты, торгующие спиртным. Население часто сетует на шум и музыку после 22 часов, грязь в подъездах и на прилегающей территории и шум от работы оборудования (кондиционеры, вентиляция, холодильное оборудование). В I квартале 2015 года в отдел надзора по гигиене питания управления поступило 28 жалоб от граждан, связанных с реализацией алкогольной продукции, - на торговлю спиртным "из-под прилавка" в ночное время, отсутствие туалетов для посетителей и т.д.
Кстати
Более 20 тысяч бутылок контрафактного алкоголя изъяли полицейские в марте 2015 года в Автозаводском районе областного центра. Там на территории промзоны они выявили незаконный склад из трех железнодорожных контейнеров, где хранилась и реализовывалась оптом нелицензированная алкогольная продукция с явными признаками контрафактности - около 10 сортов водки известных фирм-производителей и различных элитных спиртных напитков. Владельцем склада оказался 33-летний житель Автозаводского района, не имеющий регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
К сведению
Сейчас на территории Нижегородской области действует региональный Закон "О регулировании отдельных правоотношений в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Нижегородской области". Он запрещает розничную продажу алкогольной продукции на территориально обособленных объектах организаций и индивидуальных предпринимателей с 22 до 8 часов - для потребления не на месте покупки (за исключением магазинов беспошлинной торговли); с 22 до 10 часов - для потребления на месте покупки (за исключением ресторанов, баров и кафе). Кроме того, не допускается розничная продажа алкогольной продукции для потребления на месте покупки на территориально обособленных объектах, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов, а также во встроенно-пристроенных помещениях к многоквартирным домам (за исключением ресторанов, баров, кафе).
Осторожно
В общей структуре отравлений за 2014 год в нашем регионе отравления спиртосодержащей продукцией среди населения занимают третье место. По статистике Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области, из общего количества отравлений спиртосодержащими жидкостями (296 случаев) 11 закончились летальным исходом. Для сравнения: в 2013 году зарегистрировано 9 летальных случаев, в 2012-м - 6. Из общего количества прошлогодних отравлений - 268 случаев (90,5 процента) составляют отравления суррогатами алкоголя и спиртами неуточненного происхождения.
Между тем
В январе 2015 года в Нижнем Новгороде полицейские пресекли незаконную деятельность группы лиц по поставке и сбыту фальсифицированной алкогольной продукции, маркированной поддельными федеральными акцизными марками. У нее было изъято "липового" алкоголя на сумму более 40 миллионов рублей - 530 с лишним тысяч бутылок фальсификата.
Вместо комментария
- Сотрудниками полиции в 2014 году пресечено 2778 правонарушений в сфере торговли алкоголем. Количество пресеченных фактов продажи алкоголя в ночное время выросло на 27,2 процента (с 405 до 515), - сообщили "НН" в пресс-службе ГУ МВД России по Нижегородской области. - Работниками ГАИ БДД было задержано 20 транспортных средств - за перевозку алкогольной продукции без надлежащих документов либо по документам, вызывающим сомнение в подлинности. У правонарушителей задержано в счет возможной конфискации 20 300 литров спирта и винно-водочной продукции.
Уже за первый квартал 2015 года сотрудниками полиции изъято из незаконного оборота 132 тыс. литров алкогольной и спиртосодержащей продукции. Выявлено три преступления и 1128 административных правонарушений в указанной сфере. Пресечено 168 фактов продажи алкогольной продукции в ночное время. Кроме того, полицейскими зарегистрировано 10 122 правонарушения, связанных с потреблением алкогольной продукции в запрещенных местах и 24 786 правонарушений, касаемых появления граждан в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения.
Любопытно
В ноябре 2014 года группа депутатов Госдумы от ЛДПР подготовила проект закона о внесении изменений в ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". Предлагалось последовать опыту реализации табачных изделий и убрать из зоны видимости в магазинах продаваемую алкогольную продукцию. Эта идея не получила одобрения в Минздраве.