К концу 60-х годов прошлого века в городе Горьком настолько расплодились карманники, что в областном ГУВД начали всерьез подумывать о создании нового отдела, который бы только тем и занимался, что вылавливал в общественном транспорте, в магазинах и на рынках города воров. О том, как это правильно делать, чтобы свести к минимуму перспективу освобождения за недоказанностью их вины, тогда еще толком никто не знал. До выхода в свет отечественного сериала "Место встречи изменить нельзя", в котором популярно объяснили советскому народу, насколько коварны карманные воры, оставалось еще девять лет (эта лента Станислава Говорухина дебютировала на ТВ только в 1979 году). Поэтому обычные инспектора уголовного розыска просто не знали всех тонкостей, которые им были необходимы для грамотного задержания "щипачей".
Поражал своей прытью
Ветераны службы вспоминают, что в те годы порой доходило до того, что бригада карманника по кличке Эпилептик обнаглела до такой степени, что в открытую пускала за автобусом, где орудовали подельники, свой легковой автомобиль, с помощью которого соучастники быстро ретировались с добычей с места преступления. Где уж было угнаться за такой прытью! Да что там какой-то Эпилептик. На спецучете в областном управлении уголовного розыска по состоянию на 1970 год состояло аж 1700 "профессиональных" карманных воров. И меньше их не становилось. Наоборот, в среде жуликов считалось, что это наиболее безопасная воровская "профессия", с которой не пропадешь.
Считается, что часть карманников в нашем регионе появилась еще до революции и досталась Советскому Союзу как бы в наследство от царской России. Небольшая часть "щипачей" отбывала наказание в исправительных колониях, а третья категория карманников именовалась "тихарями" - то есть ворами, на временной или на постоянной основе завязавшими со своим преступным промыслом.
Иными словами, ситуация в Горьковской области была очень непростой. Вот почему 5 мая 1970 года в ГУВД Горьковского облисполкома все-таки был создан спецотдел милиции, специализировавшийся на поимке воров-карманников. Он представлял собой три отделения, только одно из которых, собственно, и занималось непосредственно изобличением элитных воров.
Сотрудники другого отделения выполняли, может быть, менее заметную, но не менее важную задачу, выбивая экономическую почву из-под ног тех же воров - выявляя сбыт карманниками краденых вещей и ценностей.
Младшие инспектора третьего отделения занимались агентурно-разведывательной работой, подробности которой не рекомендуется освещать в СМИ даже сегодня, дабы не навлечь беду на современных Шараповых, несущих службу под прикрытием.
Надо сказать, что наши земляки не были новаторами в деле создания принципиально нового подразделения в структуре управления уголовного розыска. Аналогичные спецслужбы в милиции до этого были созданы в Москве и Ленинграде.
Однако в двух столичных регионах нашей Родины спецслужба милиции была представлена лишь одним отделом, а в Горьком догадались создать еще и дополнительные отделы, которые обеспечивали действенность главного отделения спецсыскарей. Не менее важной была и взаимосвязь сотрудников всех трех отделений - каждый из младших инспекторов спецотдела мог в любое время заменить или дополнить деятельность своего коллеги из другого отделения.
В "бой" шли и сталевары
Всего в отделе спецслужбы милиции с 5 мая 1970 года начали работать 19 сотрудников, включая трех начальников отделений, одного заместителя и руководителя отдела. Первое и второе отделения назывались оперативно-поисковыми группами, возглавляли которые инспектора уголовного розыска.
Первым начальником спецотдела был назначен Олег Аркадьевич Шипков, который руководил службой всего один год, после чего, прекрасно себя зарекомендовав в должности, ушел на повышение, став начальником отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности - ОБХСС. После Шипкова спецслужбу длительное время возглавлял Венедикт Иванович Корсаков.
Понятно, что 19 сотрудников на 1700 карманников в регионе было явно недостаточно. Поэтому инспектора вскоре создали сеть внештатных сотрудников, которых отбирали очень тщательно.
Одним из таких постоянных внештатников был Анатолий Михайлович Мальков. Основная его работа была в литейном цехе Горьковского машиностроительного завода, поэтому он и сам приходил на службу и приводил с собой своих сослуживцев-сталеваров.
Ветераны спецотдела вспоминают, что внештатники не только помогали профессиональным сыщикам ловить карманников, но и выступали гражданскими свидетелями в судах, что позволяло Фемиде отправлять воров на длительные сроки заключения. Кроме того, в присутствии гражданских лиц милиционеры не дозволяли себе таких шалостей, как выпивка, грубость с задержанными и так далее.
Впоследствии Мальков уже самостоятельно производил задержания, за что его особо ненавидели карманники. Однажды его даже порезали в зале суда Канавинского района областного центра. Но Михалыч, как звали его друзья и недруги, не отступил от служения закону и до самой своей смерти продолжал свою правоохранительную деятельность.
"Вычислишь моих людей - приму"
Один из тех, кто стоял у истоков создания спецслужбы, - бывший зять Михалыча, Сергей Малинин, ныне - полковник милиции в отставке. Он пришел в уголовный розыск не как многие - случайно, а целенаправленно. Малинин служил срочную службу в городе Брянске во внутренних войсках. Однажды они возвращались со стрельб, когда Сергей Борисович вдруг увидел женщину, преследующую какого-то скользкого типа. Как заместитель комвзвода он сидел в машине сзади всего подразделения, поэтому, услышав дамский крик: "Караул! Помогите! У меня кошелек украли!" - дал команду водителю, чтобы остановился.
Бойцы внутренних войск выскочили на ходу и без особого труда задержали злоумышленника. Потом, когда Малинина вызывали в суд, он впервые узнал о существовании особого рода преступников - карманных воров. До этого Сергей Борисович с ними как-то не сталкивался, а тут узнал, что существуют не только карманники, но и те милиционеры, которые их успешно ловят и сажают.
Уже после службы в армии Малинин пришел на завод, где ему порекомендовали попробовать свои силы в этом спецотделе. Малинин встретился с руководителем спецслужбы капитаном милиции Борисом Андреевичем Ефановым, и тот предложил кандидату на должность младшего инспектора сходу проверить свои способности.
"Давай сделаем так: если ты найдешь наших сотрудников в толпе на Центральном рынке, то я тебя прямо сейчас возьму на работу!" - заявил капитан Ефанов.
Сотрудники, естественно, были в штатском, но Малинин их быстро определил. Секрет был прост. Раньше Малинин уже приезжал в Канавинский РОВД, где приметил одного блондина, а с ним невысокого роста, коренастого парня-завсегдатая и девушку-сотрудницу. Малинин стал приглядываться к этим странным людям, которые вроде как бы бездельничали, и понял, что эти трое принадлежат к каким-то силовым структурам. Скорее всего - это сотрудники уголовного розыска.
Поэтому Малинин, заметив в толпе эту троицу, позвонил Ефанову и описал ему приметы этих троих сыщиков, на что услышал в ответ: "Молодец. А теперь тебе надо самостоятельно вычислить в толпе и задержать карманного вора. Справишься?"
Спеленал Гитлера
- Как сейчас помню - 9 августа 1975 года была чудная сухая погодка, - вспоминает ветеран. - Именно в этот день я и направился на свою первую оперативно-поисковую операцию. Зашел в Канавинский универмаг, где сразу обратил внимание на странного мужчину со сложенным пиджаком на левой руке. По его глазам я понял, что смотрит он не на лица других людей, а на их карманы и сумки. Буквально через несколько минут незнакомец подошел сбоку к девушке и совершенно спокойно повесил ей на сумку свою руку с пиджаком. Примерно через минуту мужчина стал от нее отходить, а я смотрю - сумка у гражданки уже открыта. Наверное, что-то уже украл… Дабы не упустить вора, я, не зная еще, как правильно задерживать карманников, подскочил к незнакомцу и обхватил его руками сзади. Тот, воспользовавшись моей оплошностью, сразу сбросил кошелек девушки на пол вместе со своим пиджаком.
Раньше в Канавинском универмаге всегда дежурил сотрудник милиции в форме. Заметив, что я подскочил к мужчине и удерживаю его, милиционер поспешил к нам и спросил, что здесь происходит?
- Я ответил, что этот человек только что обокрал покупательницу, а ворованное скинул на пол, - говорит Малинин. - Но тут задержанный заверещал, что этот брошенный кем-то пиджак он в первый раз видит. На мое счастье, страж порядка начал проверять карманы пиджака и обнаружил в одном из них справку об освобождении из исправительной колонии. Впоследствии выяснилось, что это чувашский вор-карманник по кличке Гитлер, который только два дня назад откинулся с зоны и снова влип.
Когда мы привезли его в наш отдел, Борис Андреевич воскликнул: "Ну что, я поздравляю тебя с боевым крещением и завтра жду с заявлением о приеме на работу".
- Тогда я быстро прошел медицинскую комиссию и уже 13 августа был зачислен в отдел спецслужбы милиции в качестве младшего инспектора уголовного розыска, - говорит Сергей Борисович.
Спустя десятилетия напряженной работы в этой структуре полковник Малинин говорит, что работа оперативником засасывает: "Понимаете, в твоей крови появляется адреналин, и ты чувствуешь азарт - совсем как на охоте. Сначала тебя немного пробивает дрожь при виде карманника, затем ты успокаиваешься и начинаешь проводить мероприятия по его задержанию". Да что там, порой доходило до того, что все выходные от службы дни Малинин самостоятельно выходил на городской вещевой рынок, где задерживал карманников.
Все это дало свои результаты. Сегодня Нижегородский регион в значительной мере очистился от карманных воров, хотя, конечно же, их хватает.
Константин ШИШАРИН. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
Советы профессионала
Когда молчание - золото
Чтобы не стать жертвой карманника, не следует доставать в общественном транспорте дорогой мобильник, смартфон или айфон и играть с ним. Или рассказывать по телефону, куда и за какой покупкой вы сейчас едете. А также - откуда едете и что купили. Для карманных воров, возможно находящихся рядом с вами, такие разговоры крайне любопытны. Пользуясь удобным случаем, они спокойно выходят из автобуса и следуют за неосторожным говоруном. Можете не сомневаться, что при первом же удобном случае жулик или обворует, или ограбит свою жертву. А некоторые телефоны, с которыми сегодня любят играть пассажиры, сами по себе сейчас стоят по 30 - 40 тысяч рублей.
А у наших прекрасных дам, кроме излишней говорливости, есть и другая небезопасная манера. Прямо в автобусе они могут открыть свою сумочку, достать косметичку с зеркалом и начать прихорашиваться.
Но пока дама красится, любопытный глаз "щипача" примечает, что интересного у нее есть внутри открытой сумочки. И если у него не получилось незаметно обворовать неосторожную даму в общественном транспорте, вор может проследовать за ней и совершить преступление на темной улице в ближайшей подворотне.
Поэтому я рекомендовал бы нижегородцам внимательно следить за своим собственным поведением, равно как и за ближайшим окружением в автобусе, троллейбусе или трамвае. Но если уж у вас что-либо все-таки украли, вам не следует махать рукой, сетуя на то, что полиция все равно никого не задержит, а обязательно сообщить о совершенном преступлении в дежурную часть отделов полиции. Ваша информация может пригодиться оперативникам для изобличения и грамотной поимки вора, после которой ему уже не отвертеться от длительного срока заключения.
Справка "КОПа"
Как сообщили"КОПу" в Главном управлении МВД РФ по Нижегородской области, с начала этого года в нашем регионе зарегистрировано 84 карманные кражи, 53 из которых произошли в областном центре.
Оперативникам удалось раскрыть 15 подобных преступлений, восемь из которых были совершены в Нижнем Новгороде и шесть - в области. Были с поличным задержаны шестеро "щипачей".
По словам нижегородских полицейских, в последние годы наблюдается тенденция небольшого снижения карманных краж.
А как у них?
В США не жалуют
У американских воров тоже есть своя иерархия. Вот только на ее нижней ступеньке стоят карманники, которые обирают подвыпивших или крепко спящих пассажиров сабвея. Обобрать такого беднягу легче легкого, так как он не проснется, даже если поезд сойдет с рельсов. Но, с другой стороны, оперативники из отдела по борьбе с карманными кражами часто прикидываются именно такими пьяницами.
Никакой заслуги прослыть lush worker у американского ворья нет, и среди профессионалов это звучит скорее насмешкой.
Кроме того, в Америке есть закон с бейсбольным названием "Три страйка - и в аут" (Three Strikes And You're Out). С 1993 по 1995 год этот закон приняли 26 штатов, где за третью судимость карманника могут приговорить к лишению свободы сроком до пожизненного, как особо опасного рецидивиста.А в ФРГ - как в России
В Германии в год люди теряют в результате карманных краж 25 миллионов евро. В среднем это получается 230 евро на одного пострадавшего. Считается, что тырить из карманов гораздо выгоднее, чем грабить банки. И риск минимальный, и деньги хорошие.
Дело в том, что карманные кражи в ФРГ практически никогда не раскрываются. Ловят всего 6 процентов карманников. Это когда их хватают за руку во время преступления. В остальных же случаях преступникам все сходит с рук. Зато полиция знает карманников в лицо, но гражданам от этого легче не становится.