В преддверии юбилея Победы "НН" печатают рассказы о ветеранах, о том, как жили горьковчане во время войны, как работали на заводах, ждали с фронта родных. Предлагаю не останавливать эту акцию. Многое еще нужно и хочется рассказать.
Мне было 6 лет, когда я с родителями оказалась в лесу среди партизан. Уезжали мы из украинского города Ахтырка Сумского района последними, родители были на руководящих постах, организовывали эвакуацию. Отца убили в разведке, появились первые раненые, я находилась среди них. Мне было так страшно, но мама сказала: "Вот ведро, кружка, давай им пить и не реви, на войне не плачут, им больнее".
Так началась моя трудовая жизнь. Мама, Мария Александровна Рузе, рассказала мне, что перевезли раненых самолетом в Нальчик под бомбами. Устроили в Хосту, где были санатории, мама стала трудиться начпредом и политработником. Я была не одна, со мной были дети сотрудников, все жили в госпитале. Каждый из детей имел поручение - рвать по 5 листиков лаврового листа, по 3 стакана кизила, скручивать стираные бинты, заворачивать лекарства. Кормили нас мамалыгой - кукурузной кашей, больше ничего не было.
Старшие дети придумали ходить по палатам и давать концерты, это тогда было в госпиталях повсеместно. Кто-то научил всех петь "Катюшу", рассказывали стихи.
А потом мы наелись жареного мяса дельфина, выброшенного морем (нашли на берегу), и все заболели тифом. Из 9 ребят выжило 5.
После войны мы уехали с мамой в Сумскую область, до получения квартиры меня поселили в детдом. Мама работала председателем райисполкома и спала в кабинете. Она награждена орденом Великой Отечественной войны и 8 медалями. В 1995 году ее не стало. Потом мы всей семьей переехали в Горький.
Нинель КАРАСЕВА,
Нижний Новгород.